Больше рецензий

30 января 2025 г. 20:27

462

4 Спойлер Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи.

После прочтения у меня осталось двоякое ощущение. От первой половины книги не мог оторваться, но, читая вторую половину, я думал: "Зачем все это?" И в конце автор дает ответ на этот вопрос.

При чтении, приблизительно на середине, поймал себя на мысли, что где-то я подобное уже читал. И точно, вспомнил — "Цветы для Элджернона". Тот же самый стиль повествования, драматургия и параболическое состояние сознания главного героя, отражающееся в записях его дневника. Вообще, заметил, что современная литература насыщена материалом фрагментарного характера, в процессе чтения которого читатель не успевает устать, так как не расходует значительного интеллектуального ресурса для глубокого погружения в произведение. Листаешь тик-токи по психологии, читаешь отрывки из романа, удостоенного премии "Большая книга", и можешь считать себя интеллектуальной элитой.

Кстати, про признание книги. Изначально я удивился, что с текущей повесткой в стране роман, описывающий (а, может, местами и приукрашивающий) зверства, произошедшие на Соловках, был удостоен литературной премии, спонсируемой Минкультом. Но, с другой стороны, весы Фемиды уравновешиваются христианской идеологией, которой пропитаны страницы этого произведения (вплоть до цитат из Библии). И не забудьте: хорошо — это хорошо, а плохо — это плохо; христианство — это хорошо, а коммунизм — это плохо, потому что так автор считает, ну или, скорее, верит. Все ответы у Бога, и даже единственный атеист в книге в своих записях это констатирует. Наука не способна объяснить, как "не способна божья коровка, ползущая по скоростному шоссе, осознать всю его величину. И только крылья позволяют божьей коровке взлететь над шоссе и окинуть все своим взглядом" — так-то. Шах и мат, аметисты.

Еще хочу отметить большое количество НЕВЕРОЯТНЫХ совпадений. Если у героя в детстве произошла встреча с одним человеком, от которой у него остались сильные впечатления ("иди бестрепетно"), то через 100 лет он случайно наткнется на его могилу, гуляя по кладбищу, а через пару месяцев совершенно случайно попадет на то же кладбище, на котором работники ЖКХ случайно выкопают именно его гроб, случайно оставят его без присмотра, а герой совершенно случайно на него наткнется и откроет. Если герой в детстве случайно нащупает коробок спичек в кармане и случайно выбежит на поле, чтобы передать их авиатору, у которого эти спички случайно закончились перед полетом, то самолет случайно упадет, тем самым сформировав отличную запись в дневник и претензию на премию "Большая книга" (да, я понимаю аллюзию, заложенную в эту сценку, но хоть она и перекликается с концовкой, это слишком приторно и пошло, нет изящества, тонкости). Это еще не все. Если герой попадет в концлагерь, то там встретит (о Боже!) своего друга детства, но в роли чекиста. А еще встретит в том же лагере пару других знакомых. Если герой окажется в будущем, то моментально влюбится во внучку своей прошлой избранницы с тем же именем и той же внешностью (удобно), и, естественно, она моментально ответит взаимностью. Ружей развешено много, и все они громыхают, как инструменты духового оркестра.

Про любовь. Я вообще не поверил ни разу. Чувства, как и ребенок, появившиеся после первого коитуса, образовались на пустом месте, потому что так было нужно автору. Ну красиво, наверное. Вообще, удивительно, как в книге сочетаются одновременно до предела искренние моменты из воспоминаний прошлого, в которые веришь, из-за чего оторваться от первой половины книги невозможно, и халтура, описывающая время настоящее. Местами видно, что автор ну очень хотел написать хорошую книгу, а для этого нужны определенные паттерны. Ну любовь, например. Надо? Пожалуйста.

На самом деле, книга мне понравилась — я прочитал её на одном дыхании, не считая "воды" в конце. Однако местами в написанном я чувствовал фальшь. Вероятно, мне просто не близка христианская мораль, которая лежит в основе этого романа. Это притча о всеобщей вине перед Богом и людьми, о раскаянии и поиске прощения. Смирение и религиозные чувства, вызванные тревогой перед смертью, также занимают важное место в произведении.

Местами встречаются хорошие мысли, например, о личной или, я бы сказал, гражданской ответственности за процессы протекающие в обществе. Однако всё это нивелируется религиозной инфантильностью ближе к концу.

Написано хорошо и увлекательно. Веруете? Вам понравится. Нет? Возможно, стоит выбрать другую книгу.