Больше рецензий
28 января 2025 г. 20:51
171
4 Четыре года любви, пять лет ненависти и вся жизнь…
РецензияХуана Кастильская, последняя королева испанской крови, по воле матери, единолично правящей королевы Изабеллы Кастильской, унаследовавшая трон своей страны, на протяжении столетий была одной из самых загадочных фигур истории, окутанной зловещими слухами и сплетнями. Была ли она безутешной вдовой из легенды, которая сошла с ума из-за смерти горячо любимого мужа, или история просто недооценила незаурядную женщину, опередившую свое время? В своем романе К. У. Гортнер бросает вызов прочно укоренившимся в истории мифам о королеве Хуане, приоткрывая завесу окружавшей ее тайны, чтобы возможно представить настоящий образ, по его мнению храброй, решительной, мужественной, гордой и умной, но глубоко несчастной женщины, пережившей страшные удары судьбы, невосполнимые потери, трагедии и гнусное предательство со стороны самых близких и любимых ею людей. Возможно в этом романе мы наконец сможем увидеть эту несправедливо вытолкнутую на задворки истории, оклеветанную и забытую героиню своего времени в ее истинном облике и более справедливом свете.
Автор неторопливо и очень подробно начинает историю Хуаны, дочери королевы Изабеллы Кастильской и короля Фердинанда Арагонского, появившейся на свет в период кровавой и беспощадной борьбы ее родителей за объединение своих королевств, в самом пекле войны, в перерывах между битвами с маврами. И сразу же становится ясно, что уже само начало жизни Хуаны Кастильской оказалось таким же бурным, как и вся ее остальная жизнь.
Автор специально ( это станет понятно лишь в конце) очень подробно описывает, как юная Хуана боготворит своего отца, боится и сторонится своей матери, ледяной королевы Изабеллы, фанатичной в своей религиозности железной леди Кастилии, с которой никогда не была близка. Не зря Хуана использует в ее отношении всегда слово мать и никогда-мама.
После падения Гранады, последнего оплота мавров в Испании, и воцарения долгожданного мира судьба Хуаны должна была двигаться по стандартному и накатанному пути принцессы, все будущее которой составлял выгодный династический брак. И действительно, в возрасте шестнадцати лет в рамках стратегической программы ее родителей по укреплению Испании Хуану отправляют в далекую Фландрию замуж за Филиппа, номинального ее эрцгерцога и наследника Императора Максимилиана. Так же как ее младшую сестру, Екатерину Арагонскую, отправляют в Англию стать женой наследника Генриха VII.
Естественно, когда поднимается вопрос о браке с Филиппом Габсбургом, Хуана, привыкшая к бескрайним просторам Кастилии и относительной свободе, совсем не рада покидать Испанию и свою семью. Однако, с детства впитав всю значимость своего положения, как разменной монеты в достижении союзов с другими королевствами, и понимая, насколько это важно для страны, которую она так любит, она в итоге смиряется и соглашается на этот брак.
По ходу рассказа мы видим, как неожиданно и к своему немалому удивлению Хуана вместо презрения и отвращения к чужаку, навязанному ей в мужья против ее воли, чувствует охватывающую ее симпатию, перерастающую в любовь и с головой окунается в омут безудержной страсти. Вот оно счастье. Но, к сожалению, все это было слишком хорошо, чтобы продолжаться вечно. Хуана была третьим ребенком королей и никогда не думала о себе, как о наследнице престола. Был наследный принц Хуан, будущий король, да еще и старшая сестра. Но когда в королевской семье случается страшная трагедия, трижды смертельными ударами спутавшая все карты, и Хуана наследует испанский трон, она оказывается втянутой в битву за власть со своим собственным мужем, но это не только ее война. Несчастная Хуана оказывается в центре еще одной войны - на этот раз между ее родителями и ее мужем. Закусивший удила и жаждущий власти Филипп пускается во все тяжкие, чтобы заполучить невозможный по законам Кастилии, но такой желанный титул наследного принца наряду с Хуаной. Понятно, что родители категорически против возможной передачи власти в руки иностранца. Не желая в будущем играть второстепенную роль короля-консорта при правящей королеве, Филипп начинает борьбу не на жизнь, а на смерть, которая неизбежно распространяется за пределы Испании и Фландрии, вовлекая в круговорот интриг и амбиций главных монархов Европы. Окруженная со всех сторон врагами, использующими ее патриотизм, благородство и гордость как оружие против нее самой, Хуана находит в себе силы и клянется защитить свою корону и спасти Испанию от краха, даже если это может стоить ей жизни. В итоге ее непоколебимая решимость спасти Испанию привела к ее падению, но она сохранила страну целой и сильной для своего сына, великого императора Карла.
Весь ход истории человечества неопровержимо доказывает, что быть женщиной, рожденной в королевской семье, вплоть до настоящего времени было проклятием, а не привилегией. Женщин использовали как пешки на шахматной доске истории. Многие маленькие девочки мечтают стать принцессами. Когда читаешь такую книгу, понимаешь, что быть королевой — это не столько благословение, сколько бремя. Все, что ты делаешь, подвергается пристальному вниманию, и от тебя постоянно ожидают определенных действий и надлежащего и строго регламентированного поведения.
Я уже знакома с творчеством Гортнера. В качестве своих героинь он выбирает спорные образы сильных и властных женщин. Несправедливо утверждать, что он просто берет историческую злодейку и окрашивает ее в белый и розовый цвет — он просто стремится раскрыть и понять. Все, что рядовой читатель знает, это то, что Хуана Безумная, знаменитая дочь Фердинанда и Изабеллы Испанских, которая таскалась истерично рыдая за гробом своего мужа по всей стране, и позже была изолирована и заперта на очень долгие годы в одиночестве за безумие. Автор поставил своей задачей показать , что возможно у нее были совершенно разумные причины для своих действий. Ведь так много людей подвели, разочаровали и предали Хуану, в первую очередь ее отец и ее муж.
Хуана — королева Испании, но на самом деле у нее ничего нет. Распутство и физическое насилие Филиппа считаются его естественными и легитимными правами, и Хуана не может защитить себя. В шокирующем водовороте событий она оказывается пленницей и ей никогда не позволят занять свое законное место королевы.
Многие историки предполагают, что Хуана была шизофреничкой, и именно это привело к ее заточению, в котором она находилась большую часть своей жизни. 46 бесконечно долгих лет! Гортнер описывает яркую женщину, чье здравомыслие было доведено до предела предательством и жестокостью, которые, вероятно, сломали бы любого «нормального» человека. Он взял на себя задачу показать, что, возможно, она все же не была сумасшедшей, а просто жертвой обстоятельств. Определение «Безумная» может быть было просто ярлыком, присвоенным ей для того, чтобы другие могли ее беспрепятственно подчинять своей воле и желаниям. И в наше время бытует «мужское» мнение, что если женщина отстаивает свои права, ее называют "стервой". Когда все вокруг нее бросают и предают ее, Хуана продолжает отчаянно бороться за свою страну и свой народ, но ее решимость интерпретируется как безумие и вся шовинистская верхушка, которая не желает, чтобы ею правила женщина, решает просто назвать ее сумасшедшей и предпринимает все усилия, чтобы ее изолировать и расчистить путь к власти.
Ее предали все мужчины в ее жизни, которые должны были любить ее и заботиться о ней, весь мир был настроен против нее и возможно, что история, как это часто бывает, довольно сильно приукрасила ее «безумие». Должно быть, она была умной, способной и сильной и представляла реальную угрозу своему мужу, отцу, а затем и старшему сыну, раз с ней обращались так бесчеловечно. Жаль, что история помнит эту королеву только по ее навязчивой любви к мужу и безумию, которое могло или не могло ее поглотить. Сумасшедшая или нет, Хуана прожила жизнь, которая могла свести с ума кого угодно.
Хотя невозможно начисто отвергнуть тот факт, что она на самом деле возможно все же была душевно больной. Ее бабушка страдала психическим расстройством , и по ходу истории известно, что и у самой Хуаны было несколько потомков, которые были психически больными. В королевских домах Европы было так много близкородственных браков, так сказать инбридинга, чтобы сохранить«чистую» родословную и не распылять наследство. Так что неудивительно, что у потомков развивались психические заболевания и физические недуги. Сама выродившаяся династия Габсбургов самый яркий тому пример.
Так что было ли у нее клиническое психическое заболевание или она просто находилась в состоянии постоянного глубокого стресса, мы никогда не узнаем, но автор, любопытно интерпретируя те немногие сведения, которые существуют, и используя свою фантазию, создал довольно интересную версию этой поистине душераздирающей истории.
В основном симпатизируя всем женским образам , на протяжении всей книги Гортнер беспощадно критикует своих венценосных мужских персонажей. Людовик Французский, Генрих Тюдор, Филипп Красивый, Фердинанд Арагонский и другие изображены как властолюбивые, жестокие, манипулятивные и до крайности беспринципные особи. Бывший обожаемый муж - неотразимый красавец Филипп Габсбург- с поистине садистским наслаждением избивал и унижал ее, лгал и изменял ей, насиловал, всячески издевался над ней, ограничивая ее во всем, и в конце концов приложил все усилия, чтобы уничтожить ее. Привычно почитаемый в истории Людовик XII, за справедливые судебные реформы, великодушие и сердечность провозглашенный его подданными «отцом народа», предстает в изображении автора как коварный, гнусный, скользкий и даже склизкий, похотливый тип с отталкивающей внешностью.
Когда читаешь биографии детей Хуаны и их потомков, двух ее сыновей Карла и Фердинанда, ставших королями и императорами Священной Римской империи, дочери Элеоноры - будущей королевы Франции, Марии - королевы Венгрии и Богемии, Екатерины - королевы Португалии, Изабеллы, которая была королевой Дании, Швеции и Норвегии, трудно не думать о ней как о предшественнице королевы Виктории Английской, первой бабушки Европы.
Время Хуаны предшествовало правлению таких суверенных королев, как Елизавета I и Мария Стюарт. Как и ее мать до нее, она унаследовала Кастилию как единственная наследница. Она могла бы править самостоятельно независимо от наличия и воли любого супруга, если бы ей дали шанс. Интересно предположить, каким было бы ее правление, если бы она правила как королева? В конечном итоге ее неоспоримый вклад в историю Испании заключается в том, что она в одиночку отстаивала интересы королевства, в то время, как все вокруг нее, за исключением немногих верных и преданных ей людей, были готовы продать страну оптом и в розницу ненасытным Габсбургам.
На мой взгляд также безусловно просматривается и фатальное совпадение между судьбами Хуаны и ее сестры Екатерины Арагонской. Обе были сильными женщинами, воспитанными непреклонной и твердой в своих убеждениях Изабеллой Кастильской, передавшей эти качества своим дочерям; обе были непоколебимы в сознании своей правоты и чья страстная и безоговорочная любовь к их жестоким и неверным мужьям привела их к трагическому завершению их многотрудной жизни, полной страданий и разочарований.
В итоге, со всеми его недостатками, которые безусловно есть, это роман не о придворных дрязгах и амбициях, головокружительных любовных интригах, пиршествах, развлечениях и нарядах. Это книга о том, что мотивирует людей. Всех нас — королей и простых смертных. И сегодня и столетия назад. Это рассказ о семейных узах, отношениях матери и дочери, о требованиях, которые мы предъявляем к нашим близким, которые сильны и решительны, и к тем, кто слабее и душой и телом. Это о том, как мы,мужчины и женщины, возможно видим и оцениваем вещи неодинаково,хотя в наше время мы практически равны в наших возможностях и зачастую очень даже похожи.