Больше рецензий
27 января 2025 г. 16:47
67
3.5
РецензияКак же здорово умели раньше писать нон-фикшн - кратко, ёмко, по делу. Ну, разве что трио Маркс-Энгельс-Ленин возникает в неожиданных местах, но тогда (1977 год!) время было такое, и отсылки к Энгельсу можно было встретить даже в каких-нибудь "Советах молодой хозяйке".
Нечистая сила - наравне с чистой, - постоянный спутник человека, примерно с того момента, как человек этот стал подозревать, что помимо материального мира есть ещё и бесплотный. Но только авраамические религии позволили бесу совершить невиданный карьерный рост и почти уподобиться Богу: в политеизме злой бог - один из десятков богов добрых, он важная часть пантеона, но не основная, в монотеизме сила дьявола едва ли не равна Божьей.
В книге эволюция дьявола рассматривается очень основательно, начиная с первобытных верований (на примере племён Африки и наших северных народов) через иудаизм - к христианству и исламу. В Ветхом завете злые духи служат Богу, выполняя его неприятные поручения, а в Новом Завете зло уже персонифицируется в образ Люцифера, обретая личность. И ценность.
Потому что в христианстве без дьявола никуда. С чего началась история человечества? - с грехопадения Адама и Евы. А кто ж помог им грехопасть?) И жертва Иисуса, краеугольный камень всего, была бы не нужна, если б не было первоисточника грехов. Забавно, что служители церкви, набирая себе паству, мотивировали их не любовью к Богу, а страхом перед дьяволом, и так усердно демонизировали демона, что его личность получилась яркой, выпуклой, объёмной. Как говорится, "хорошо прописан характер")
Отношения Бога и Нечистого - отдельная тема, не всё там просто. Ветхозаветные иудеи порой приносили жертвы обоим: одна жертва (козёл) приносилась в храме, другой - "козёл отпущения"- изгонялся в пустыню. Особо следили, чтоб козлы были одинаковыми, т.е. жертва и Богу, и дьяволу была равноценной.
И тому, и другому - и богу и дьяволу - приносили совершенно одинаковую жертву, оба почитались в одинаковой мере
Как не вспомнить отечественную старушку, ставящую свечки и Богу, и чёрту - ведь неизвестно, куда после смерти попадёшь. Другой вопрос, что служение Богу стало сформированным культом, а отсылание в пустыню козла всё-таки разовая акция, так что торопиться с дуотеизмом, пожалуй, не стоит.
Правда, сами Бог и Сатана общаются между собой почти как равные - вспомните историю Иова. Непримеримые антагонисты не только мило беседуют, они ещё и заключают пари на человеческую судьбу.
Помимо шевеления множества тем, которых не любит касаться Церковь, автор вспоминает об увлекательной охоте на ведьм. Жуткое мероприятие, когда в костры летели мужчины, женщины, дети и животные. Для приговора церковникам было достаточно вырванного под пытками признания жертвы. Миллионы были замучены и сожжены, в иных деревнях в живых оставалось всего по несколько женщин. И всё это во славу - кого?..
В России, кстати, тоже пылали костры с "лихими бабами", но не так ярко.
Ещё автор высказывается по темам экзорцизма и кликушества, вспоминает чудный троллинг от Лео Таксиля и историю Жанны д'Арк, которая, ко всем своим прегрешениям, ещё и ведьма. Но прям доверять автору я бы не советовала, ненадёжный товарищ этот Шейнман. Цитаты из Библии он иногда приводит не полностью (например, то самые слова Иисуса "Я силою Вельзевула изгоняю бесов" в оригинале звучат немного иначе), и в результате их смысл меняется на противоположный. Немножко непорядочно и ненаучно, кмк. И ещё: в отличие от Юлии Игиной ( Юлия Игина - Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла ), утверждающей, что английских ведьм гуманно вешали, он пишет, что
В Англии сожжения по обвинению в ведовстве начались в конце XV в., а массовые сожжения - в конце XVI в.
Непонятно. Полезла в Игину, у неё "Хронологические рамки книги охватывают период с конца XVI до середины XVII века" - что же, сначала ведьм жгла церковь, а потом оставшихся перевешали светские власти? Но Игина не просто обходит молчанием английские костры, она прямо противопоставляет Англию континентальной Европе в способах расправы над ведьмами, а Игиной я как-то больше доверяю, человек кандидатскую ж написал.
В любом случае тема, затронутая Шейнманом, сложная и интересная, можно окучивать. И осваивать список литературы, на которую ссылается автор.
Комментарии
Нужно везде подстраховаться:)