Больше рецензий

23 января 2025 г. 15:11

109

3 Я убеждаюсь, что во всех старых домах водятся какие-то таинственные привидения. Вот я недавно приехала из настоящего гнезда чудес, но, к несчастью, все эти чудеса потом объяснились совершенно просто.

В отечественной и не только классике XVIII-XIX веков регулярно упоминаются чувствительные романы, которыми зачитываются барышни, и тлетворное влияние этих книжек на девичью нравственность. Можно сказать, что “Удольфские тайны” — это эталон такой литературы.

Единственным ее занятием было вздыхать и плакать…

Главная героиня Эмилия — сирота, девушка добродетельная и кроткая, как ангел, не ищущая столичных развлечений и наслаждающаяся единственно красотами природы, возвышенными беседами и музыкой. Короче говоря, она обладает полным спектром достоинств порядочной женщины.

Так прошел весь день в тоске и томлении, не ознаменовавшись ничем особенным.

Непреодолимые обстоятельства и невероятные семейные тайны — основа сюжета, его обитатели — жестокосердные люди с порочными лицами, поддавшиеся тщеславию и разврату света (в руки и злую волю которых попадает Эмилия), глуповатые, но преданные слуги, крестьяне, коротающие свое время за простыми сельскими радостями, танцами и опять красотами природы, до безумия влюбленные шевалье.

Масштабные события вроде сражений Радклиф описывает в двух словах таймскипом, при этом очень много пространства занимают нагромождения повторяющих друг друга действий вроде прогулок по лесу, не имеющих никакого значения для сюжета или раскрытия героев.

Порою из глаз ее выкатывалась слеза, вызванная вымышленными горестями, и она забывала на минуту о своих действительных заботах и страданиях.

В общем, эта книга во времена своего выхода в свет была этаким guilty pleasure, примерно как сейчас всякие дарк романы. Схема-то та же самая:

- главная героиня упрощена до набора привлекательных черт, чтоб в нее было просто и приятно вжиться;

- все прочие персонажи строго положительны или строго отрицательны и на своих полюсах обладают одинаковым набором характеристик (например, все хороших хлебом не корми, дай полюбоваться на дикую природу любого медвежьего угла, все плохие природу напротив терпеть не могут и жаждут порочных суетных развлечений света, no exceptions);

- сюжет позволяет контролируемо добрать острых переживаний от опасных ситуаций.

Читабельность у романа низкая. Я с любовью и уважением отношусь к старым книжкам и прекрасно понимаю значимость “тайн” для литературного и культурного процесса. Однако осилить этот кирпич в 700+ страниц мелким шрифтом сплошным полотном я смогла только на волевом усилии и частично в формате аудио. Описания природы красочны, однако только первые десять раз; Эмилия, льющая слезы или падающая в обморок по поводу и без по пять раз на странице умиляет только поначалу… потом все это начинает раздражать.

Но пламенное вдохновение поэта бессильно, если ум читателя не настроен, как его собственный…

Все-таки чтобы воспринимать происходящее близко к сердцу и всерьез, нужно быть, так сказать, целевой аудиторией Радклиф из соответствующей эпохи. Я со всей своей лояльностью дочитала из желания пополнить культурный багаж, а никак не из удовольствия.

Мой любимый момент: хозяин зловещего замка и его слуга заключают пари о том, сможет ли слуга провести всю ночь в комнате, про которую ходят всякие страшные слухи и люди из нее пропадают, и вообще…

Утро:

В эту ночь граф спал тревожно; он проснулся рано и, сгорая нетерпением поскорее увидеться с Людовико, отправился в северную половину замка; но накануне дверь была заперта изнутри и граф принужден был постучаться. Но ни на стук его, ни на громкий зов не последовало ответа. Однако, принимая в расчет отдаленность наружной двери от спальни и то, что Людовико, вероятно, крепко заснул, граф не особенно удивился, не получив ответа. Отойдя от двери, он пошел пока прогуляться по саду.

Спустя некоторое время граф все же решает разобраться:

Серьезно тревожась за Людовико, он собирался сам взять в руки отмычку и сломать замок, но вдруг его поразила необыкновенная, художественная работа этой двери, и он остановился. С первого взгляда можно было подумать, что она сделана из черного дерева, так темна и плотна была ткань, но по ближайшем рассмотрении она оказалась из лиственницы прованской породы — Прованс в то время славился своими лесами лиственниц. Красота отделки, тонкая резьба, чудный цвет и гладкость дерева убедили графа пощадить двери, и он опять вернулся к первой двери, той, что выходила на заднюю лестницу…

Уж не знаю, попытка ли это удержать напряжение дверью, то ли еще одна красивость, заслуживающая внимания в остросюжетный момент…

Плюсы:

- почувствуй себя остиновской барышней!

- описания окружения, пока не начинают повторяться, и в самом деле красивы;

- крючков и тайн рассыпано много и они все же держат интерес (что было под черным покрывалом?!?), хоть и с переменным успехом, и на все вопросы даются ответы;

- если вам нравится ужасы и триллеры — в “тайнах” вы увидите зарождение многих жанровых клише. Это база (с)

Минусы:

- максимально мелодраматично;

- персонажи не просто картон, а целлюлозная масса, сюжет и вотэтоповороты для современного читателя кажутся очень наивными;

- роман безо всяких сюжетных или стилистических потерь можно ужать до трети итогового объема. Если описания природы и погоды вам нравятся — эта книга наверняка заставит вас усомниться в этом, если толстовские дубы или описания Нотр-Дама вам кажутся лишними или тяжеловесными — “Удольфские тайны” сведут вас с ума еще до двухсотой страницы.

таверна "читающий рыцарь"