Больше рецензий
18 января 2025 г. 16:21
196
5 когда окончание ужасов Холокоста не означает, что история закончилась
РецензияЗавершающий четвёртый роман тетралогии «Тени прошлого» Оксаны Кирилловой соединяет все сюжетные линии и описывает последние дни Третьего рейха. Первый роман «Виланд» (отзыв здесь) описывает становление тоталитарной системы через историю простого немецкого парня Виланда, сына ветерана Первой мировой, — как хороший мальчик становится винтиком карательной машины, как меняется его мышление и внутренний мир. Второй и третий романы «Инспекция. Число Ревекки» (отзыв тут) описывают работу гауптштурмфюрера Виланда фон Тилла во время инспекции концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау в начале 1944 года, а также жизнь заключённых в концлагере. Одной из заключённых оказывается Бекка Вернер, первая любовь Виланда. И немецкий офицер начинает тайно помогать уже отощавшей и находящейся на грани жизни и смерти возлюбленной.
«Вы знаете, что творили победители со своими же женщинами после войны, с теми женщинами, которые легли под немецких офицеров во время оккупации? Их брили налысо и голыми гнали через весь город. Признавали их детей — "нацистскую икру" — неполноценными»
Мы оказываемся лицом к лицу с ужасами концлагерей и их античеловеческой системой, с режимом круговорота жизни и смерти, работающим по своей чудовищной схеме. Разговоры с врачом Габриэлем Линдтом, ставящим эксперименты над заключёнными, истории про Рудольфа Хёсса, коменданта Освенцима, встречи с Адольфом Эйхманом, прозванным «архитектором Холокоста» (и ещё десятки исторических лиц упомянуты в романе)... Оксана Кириллова, проделав колоссальную работу по изучению документов и архивов, погружает в круги ада, через которые проходили сотни тысяч и миллионы людей. При этом мы слышим извращённую философию и логику палачей, слышим голоса и рассуждения как нацистов, так и заключённых.
«Я помню: "Мыслю, следовательно, существую". Здесь мы уже давно не мыслим, никаких крох разума, одна пустота. Значит, нас уже не существует. Мы пустота. Но разве пустота может так болеть?»
Последние месяцы существования Аушвица выписаны особенно ярко и художественно посредством драмы — как всеобщей, когда оставшиеся в живых постоянно ожидают освобождения с приближением армии союзников, так и личной драмы главных героев — Виланда, который начинает осознавать глубину собственного нравственного падения и неминуемость расплаты за содеянное, и Ревекки, которая рассказывает ему о том, через что ей пришлось пройти, а ещё, пользуясь защитой немца, спасает от газовой камеры свою подругу Касю, русскую военнопленную. Перед читателем разворачиваются сцены отступления немцев, бегущих назад в Германию, при этом уничтожаются все архивы, разбираются крематории, а заключённых пытаются вывезти на последних оставшихся поездах.
«Нашему мозгу привили привычку делить всех на своих и чужих: все войны и конфликты во все времена приучают людей производить это действие в своей голове. <...> Но главное, чужие для нас — безликая масса, в то время как свои — индивидуальные единицы. Ну а после нас учат относиться с недоверием к миру за пределами круга своих»
Мастерски вплетены в рассказ о прошлом истории из настоящего, где адвокат Лидия приезжает в Россию начала 1990-х, чтобы найти какие-то связи со своей подопечной, задушившей пожилого немца в лечебнице. Она находит записи, надиктованные её матерью, из которых тоже узнаёт историю Виланда, Ребекки и Каси. Одновременно мы присутствуем на лекциях по политологии, которые проходят в 2000-е годы, где вместе со студентами анализируем тоталитарные системы XX века и методы манипуляции массовым сознанием, а ещё подбираемся вплотную к этическим проблемам власти, добра и зла, насилия, ответственности личной и коллективной... При этом происходит перекличка поколений, некоторые из персонажей романа оказываются внуками из тех времён немецкой оккупации.
Роман «Исход» становится не только финалом и приговором для существовавшей в нацистской Германии системы, он передаёт не только тяжёлое осознание пустоты и безысходности для людей, которые пережили Холокост и ужасы войны... Этот роман раскрывает глубину трагедии людей вне зависимости от убеждений, просто оказавшихся по ту или иную сторону этой чудовищной исторической ситуации. Вся тетралогия Оксаны Кирилловой даёт много поводов проанализировать как произошедшее с русскими, немцами и евреями в ХХ веке, так и происходящее с нами сейчас. Она о человеке и его ценности вне зависимости от пола, национальности и идеологии. О любви к человеку. А ещё о надежде, что вынесенные уроки не допустят повторения здесь описанного.
«Они никак не желали понять, что родились не на Земле для людей, где можно было жить здесь и сейчас, а на Земле для идей и главная идея, которая тут ежечасно продавалась, — когда-нибудь мы заживём прекрасно, нужно лишь немного потерпеть»
Замечательный цикл, который я хочу вам очень рекомендовать прочитать.