Больше рецензий
18 января 2025 г. 14:24
22
4 Путь и хаос
РецензияСлишком долго я избегал жизни – что до войны, что сейчас.
Как я и говорила в предыдущем обзоре, эта книга, несмотря на всю мою любовь к Присту, в топ не войдет. Но с учётом того, что это всё-таки первая серьезная работа писателя, она, конечно, заслуживает внимания (да и вообще, я зря читала, что ли? Будет обзор!).
В "Фуге" автор поставил во главу угла проблему беженцев-иммигрантов. Причем довел её местами чуть ли не до абсурда, раздув до гротескных масштабов.
Мы смотрим на происходящее глазами Алана Уитмена – некогда преподавателя колледжа, а ныне бездомного бродяги-выживальщика. Собственно, из книги мы узнаём, как он докатился до жизни такой и что вообще происходит в его стране – Британии.
А происходит вот что. После ядерной войны, разразившейся в Африке, целый континент стал непригоден для обитания. И выжившие африканцы потоком хлынули в Европу. Автор красочно описывает, как на разваливающихся кораблях беженцы тысячами приплывали к берегам Британии, как эти корабли тонули прямо в Темзе, как с них прыгали те, кто ещё мог прыгать, бегать и плавать, как все помещения кораблей были буквально набиты людьми, похожими больше на узников концлагеря, как беженцы умирали от голода, и так далее, и тому подобное.
Вообще к возможности вот так доплыть лично у меня возникает много вопросов, но так как вопросы возникают в целом почти ко всему тексту, то я продолжу.
Итак, беженцы. Поначалу власти, немного офигевшие, но все ещё лояльные, пытаются им помогать. Однако со временем ситуация выходит из-под контроля и начинает напоминать стихийное бедствие. Все эти африканцы, точнее, африммы, как их теперь зовут – сокращение от "африканские иммигранты" – принимаются откровенно потеснять британцев. И не как-нибудь исподтишка, а напрямую, переходя к открыто враждебным действиям: африммы захватывают дома, убивают местных, похищают женщин и так далее.
Честно говоря, самый большой вопрос возник у меня именно здесь. Как правительство это допустило? Почему не приняло меры? Почему вообще некоторые силовики встали на сторону беженцев? Нет, я понимаю, что тут всплывает весьма скользкая тема расизма – сам Прист, кстати, сетовал, что первую версию романа критиковали за расизм, – но на мой взгляд это выглядит как-то не очень правдоподобно. Я не увидела в тексте каких-то убедительно прописанных идей, которые побуждали бы людей делать то, что они делают. Африммы просто выживают (во всех смыслах – выживают в чужой стране, выживают местных), а население просто им сочувствует. Что?..
Да, поначалу, когда катастрофа только зарождалась, еще можно было сопереживать, говорить о толерантности, собирать гуманитарную помощь и так далее. Но позже уже точно стало не до высоких лозунгов. И когда африммов начинают снабжать оружием из-за границы – явно ведь с целью создать из них силу, с которой придется считаться, – почему-то и полиция, и армия, и ВВС частично становятся на сторону новой боевой группировки. То есть по сути силовики предают свою страну, поддерживая вооруженных бандитов, которыми определенно управляет кто-то заинтересованный в расколе и развале Британии. И это очень странно.
Ну ладно, вернёмся к нашему герою. Он женат на даме по имени Изобель, у них есть дочь Салли. Брак этот несчастливый: у Изобель какие-то проблемы с интимной жизнью, а вечно неудовлетворенный Алан ищет плотских утех на стороне. Замес с африммами происходит как раз когда Алан подумывает о разводе. Сначала семье приходится уехать из своего дома. Они пытаются добраться к родственникам в Бристоль, но дороги страны к тому времени опасны и непредсказуемы: везде шныряют бандиты, солдаты и просто мародёры.
Собственно, вся книга состоит из отрывочных воспоминаний Алана о разных периодах его жизни, начиная с детства. Из этих воспоминаний можно заключить, что в юности герой не отличался особым умом и сообразительностью. Да и став взрослее, не слишком-то продвинулся. По крайней мере, я не могу назвать его ни особо успешным, ни хотя бы просто достойным мужчиной. Зато точно можно сказать, что интим в жизни этого товарища занимал и занимает далеко не последнее место. Большинство воспоминаний посвящены сексуальному опыту героя, и это на фоне творящейся жести тоже выглядит странно. То есть вокруг адище и треш, а он, прости Господи, вспоминает о том, как лазил девчонкам под юбки?!
Вот тут, наверное, у меня поломалось то самое погружение в трагедию отдельного человека, о которой говорит автор. По его словам, целью было показать переживания рядовой жертвы, дать понять, как глобальная катастрофа отражается на отдельно взятых людях. Но если брать Алана, то никак не отражается. Он как был сексуально озабоченным, так и остался. И этого акцента я тоже не понимаю. Зачем подчеркивать, что мужик хочет жену прямо в палатке посреди поля, где их в любой момент могут обнаружить бандиты? Зачем эпизоды с посещением борделя? У Алана цель – доставить жену и дочь в безопасное место, но он показывает себя как полный болван и рохля. Зато в постельных делах герой. Но, пожалуй, только в них.
Честно говоря, Алан мне ни с какой стороны не понравился. Образ недалёкого мужичонки, который теряется при трудностях и часто пасует перед опасностью, конечно, вполне реалистичен. Таких людей много, и в них веришь больше, чем в бесстрашных мачо. Возможно, конечно, поэтому автор и выбрал именно такого персонажа – глядя на Алана, понимаешь, как мог бы вести себя среднестатистический человек. Но вот сочувствовать ему не хочется.
Я не могу сказать, что катастрофа обнажила какие-то совсем неприглядные стороны характера Алана или, наоборот, сделала его сильнее. Да, когда герой остаётся один, поначалу кажется, что он стал храбрее, сильнее или опытнее. Но по факту нет: он – все тот же потерянный бездомный скиталец, который боится оружия, шарахается от африммов и бесконечно вспоминает свою жизнь.
Переплетение воспоминаний, похожее на лоскутное одеяло, заканчивается, к сожалению, плохо. И это тоже реалистично, потому что в хорошую концовку я бы тут не поверила – герой ничем, вот вообще ничем не отличился, чтобы ему могло повезти или он успел бы вовремя. Но осадочек, конечно, остался. Уж как-то очень безнадежно и беспросветно всё выглядит. Не видно надежды на улучшение. А единственная трансформация, которая происходит с Аланом, это изменение его отношения к беженцам: если раньше он им помогал, то теперь он их убивает. И это тоже, конечно, печально, потому что озлобиться после пережитого – да, можно, да, очень реально, но это не те изменения, которые хочется видеть в герое. И поэтому я не хочу его жалеть, несмотря на произошедшую трагедию. Впрочем, повторюсь, оно правдоподобно, и за это – большой плюс.
В целом книга оставила впечатление сумбура и потерянности. Вот этот бесконечный путь и хаос воспоминаний, наложенные на ощущение вездесущей опасности, которое прямо разлито в воздухе, удручают. И я не знаю, показалось или нет, но во время чтения меня постоянно преследовало чувство, что вместе с героем потерян во всём происходящем и сам автор, который не очень понимает, как передать задуманное. А это тоже не слишком приятное ощущение.
Комментарии
Интересное описание, но вряд ли рискну читать) Пугает меня вся эта повестка о нашествии мигрантов на старый, добрый европейский мир. Слишком много параллелей с реальностью.