Больше рецензий
17 января 2025 г. 15:16
41
3 "Ведь нынче на рассвете мы подожмём хвосты, а в полдень инквизиторы нас кинут на костры..."
РецензияДумаю, многие слышали о Malleus Maleficārum - средневековом трактате, содержащем информацию о ведьмах и процедуре доказательства их виновности в колдовстве и прочих злодеяниях. Издание произведения совпало с началом массового книгопечатания в Европе, что способствовало широкому распространению трактата. Труд вызвал всеобщую истерию, что послужило толчком к событиям конца XV - начала XVII вв., известным нам сегодня под общим названием "охота на ведьм". Официально считается, что данный трактат - совместное творчество католического приора, доминиканского инквизитора Генриха Краммера и декана Кёльнского университета, инквизитора Якоба Шпренгера, хотя авторство последнего давно ставится под сомнение. Одна из версий: его имя использовано для рекламы и придания книге большей убедительности, ибо Шпренгер имел вес в научном и религиозном мире средневековой Европы. Относительно Краммера известно, что поводом ему для создания произведения послужил провал на судебном процессе 1485 г. в Инсбруке, где обвинённые инквизитором в колдовстве женщины были оправданы местным епископом, после чего сам Краммер был выдворен из города. Чтобы как-то восстановить собственное "честное" имя и иметь возможность осуществлять свою деятельность и дальше, в начале 1486 г. приор приступил к написанию своего сочинения. Преследуя цель создать краткое руководство по техническим вопросом, Краммер в дальнейшем принял решение написать более содержательную и амбициозную работу. Книга была выпущена в 1487 г. в вольном городе Шпайере и за последующие 1,5 столетия претерпела 28 изданий в Германии, Франции и Италии. Особый вес "Молоту ведьм" придала булла Summis desiderantes affectibus папы Иннокентия VIII, использованная в качестве предисловия и давшая полное одобрение действиям инквизиции по искоренению колдовства, а также Шпренгеру и Крамеру лично. Хотя само произведение в булле не упоминается и тем более не благословляется.
По вышеописанному не трудно догадаться, что перед нами книга, не имеющая отношения к художественной литературе и не вызывающая удовольствия во время прочтения. Это руководство к действию для инквизиторов, методичка, в прямом смысле, по дознанию и пыткам, а также по наказанию обвинённых в колдовстве, ереси и прочем. Конкретные способы выявления ведьм в книге не приводятся, но зато трактат изобилует примерами из практики, когда кто-то был "пойман с поличным". Причём настолько глупыми с современной точки зрения, что становится реально страшно при мысли, сколько невинных людей было отправлено на костры инквизиции благодаря этой книжонке. И если какие-то вещи можно объяснить определённой степенью невежества средневекового человека, когда многие заболевания, генетические отклонения, физические явления таковыми не считались и воспринимались как нечто сверхъестественное, то большая часть изложенного в книге объясняется исключительно больной фантазией и предвзятым отношением к обвиняемым. Особенно, к женщинам. Если для мужчин, согласно книге, ещё нужно было худо-бедно какое-то логичное обвинение выдвинуть, то для женщин всё сводилось к правилу: отказала в близости - ведьма, не отказала - тоже ведьма. Иными словами, шансов на спасение не было. В общем и целом, всё довольно омерзительно, а местами смешно. Морально я, конечно, была готова к подобному тексту, но всё-таки надеялась на что-то более упорядоченное, обоснованное, логически выстроенное. А по факту познакомилась с сочинением из серии "я - художник, я так вижу, и моё мнение - закон". Если бы не литклуб (попадается же в нашем списке такая литература)), вряд ли бы я когда-нибудь до неё добралась сама, хотя помню, после выхода экранизации "Кода да Винчи" Д.Брауна, такая мысль меня посещала) Но, нет худа без добра, и знакомство с подобным произведением человеку, любящему историю, интересующемуся миром прошлого, так или иначе будет полезно в рамках ликбеза.