Больше рецензий

8 января 2025 г. 21:49

116

4.5 Спойлер "И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. "

Смотрела сериал, вот, решила сравнить. Хорошо, что прочитала книгу. Клэй Дженсен очень отличается от экранного, впрочем, как и некоторые мотивы Ханны.

Во-первых, на экране была не так очевидна репутация Клэя. Оказывается, он не просто обычный парень или или стандартный образ парня-ботаника, его репутация прямо противопоставляется репутации Ханны, особенно ей самой, с учетом того, что из-за этого он и попал в поле ее зрения.

Во-вторых, по сериалу создается впечатление, что Ханну точно также, как и ее бывшую подругу изнасиловали, что она была пьяна настолько, что не соображала и не могла прямо отказать. В книге же становится очевидно, что это абсолютно сознательный шаг. Точка, чтобы окончить череду сомнений, добавить себе решимости попрощаться с миром.

Мне понравилась книга. Она поднимает очень важные темы: депрессии, самоубийства, как результат депрессии, травли. В книге очень тонко и верно всё передается. Судя по всему, мысли одноклассников на злосчастном уроке и Клэя совпадают с мнением большинства: почему же было не рассказать обо всем и попросить о помощи? А потому...Сначала ты пытаешься с кем-то поговорить, хотя очень трудно говорить о событиях, которые привели тебя в такое состояние. Время идёт, твоя жизнь качественно не меняется, тогда твоим близким надоедает твое плохое настроение, тебя не хотят слышать, начинают избегать и в жизни, и в соцсетях. Ты замыкаешься, потому что чувствуешь себя обузой, потому что другим твое общество в этом состоянии кажется обременительным. Поэтому могу сказать, что к тому времени, как у тебя появляются мысли о таком финале, то уже говорить и не с кем, никто не услышит по-настоящему. Клэй отмечает, что в конце Ханна стала прежней, что улыбалась. Меня всегда бесили люди, которые задавали абсурдные вопросы, когда на душе кошки скребли. "А что случилось? Улыбнись, ты обычно такая веселая". Хотелось в морду дать, видишь же, насколько всё плохо. Как будто я кому-то что-то должна. Если я обычно веселая хохотушка, то мне нельзя выходить из образа? Я же не комик, почему я должна улыбаться только потому, что кому-то этого хочется?

Могу сказать, что немаловажную роль играют родители, в книге описывается их "борьба" с ТЦ, как владельцев малого бизнеса. Часто старшему поколению "детские" проблемы кажутся незначительными, ерундой. Моя мама часто говорила: "Зачем сотрясать воздух? Что толку об этом говорить?". Оканчивалось все примерно так: "Мне надоело. Ну, и что ты предлагаешь?", "Зачем тогда об этом говорить, раз ничего?". Из-за непонимания это болото засасывает все больше, ты сам изолируешь себя, чтобы облегчить близким жизнь.

Почему-то всем кажется, что если человек говорит о суициде, то он просто пытается привлечь к себе внимание, "королева драмы". Когда я выбралась из своего болота сама (а тогда мне помогло только то, что я начала все с чистого листа: порвала отношения, длящиеся 4 года, переехала в новое место, нашла новую работу), я рассказала маме, что у меня возникали мысли покончить со всем (только мысли), как разрослись внутри безысходность и отчаяние, но она мне не поверила. Такие дела. Она же хорошая мама, не могла такого не заметить у своей дочери. Люди часто смотрят на других через призму исключительно своего опыта.

Не могу советовать эту книгу. Мне она просто напомнила об одном из моих жизненных этапов, хотя причины депрессии у меня были совсем другие. Но думаю, что она написана, чтобы люди не оставались равнодушными. Посыл читателю напоминает рассказы "Ионыч" и "Крыжовник" А.П. Чехова.

Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Ханна называет 13 причин, которые привели ее к такому финалу, но она не обвиняет большую часть людей. Суть не в сведении счетов посмертно, а в том, чтобы как и Клэй в конце книги, все участники увидели чужую уязвимость, боль и последствия, просто чтобы в следующий раз в жизни не остались эгоистичными и равнодушными, так мне кажется.