Больше рецензий
7 января 2025 г. 18:35
144
4 Века, разрушившие Рим, тебя не тронув, пролетели над изваянием твоим...
РецензияМногие помнят Марка Аврелия, как римского императора, который появляется в первых эпизодах фильма «Гладиатор». Он изображен утомленный битвами, возрастом и мудростью человеком.
Будучи противником распространения христианства и гладиаторских боев, в истории он остался не только среди лучших императоров Римской империи, но и как автор философского трактата, в котором размышляет и пишет наставления к самому себе. Они стали наподобие Библии для приверженцев стоицизма.
Марк Аврелий Антонин жил во 2 веке н.э., а мысли его цитируются и издаются по сегодняшний день.
Его труды исполнены фатализмом, проповедью смирения и аскетизма.
Стоицизм на сегодня достаточно популярен, хотя и в лайт - версии.
Основная мысль, распространяющаяся фоном у Марка Аврелия, выражается в том, что даже выпавшие несчастья и возникшие жизненные сложности не повлияют на вас, если будет способность достойно перенести их.
Именно в этой способности мыслитель видит источник настоящего счастья для человека.
Слава и достижения конкретного индивида во внешнем мире видятся для Марка настолько ничтожными в общей мировой картине, что существенным для него является лишь внутренний мир.
Трата личного времени на наживу и тщеславие представляются неимоверно глупыми потерями своего времени, когда в этой момент можно было бы становиться более мудрым и благородным.
Это пишет один из величайших императоров, который имел славу и огромные заслуги, но он же и свидетельствует с ноткой грусти об их иллюзорности.
Бога в мире размышлений Марк Аврелий не упоминает, но признает наличие души и отдельность ее от тела, которое в его представлении лишь корабль для нее. Но чувствуется его нерешительность в вопросах бессмертия души, и им предполагается, что ей суждено постепенно раствориться в общемировой стихии. Другой великий стоик Сенека был менее категоричен в своих суждениях, и даже приводил доводы в пользу бессмертия души. Получается, что этот волнующий вопрос стоиками так и не решился, а уперся в пантеизм.
Мыслитель наставляет согласовать свои мысли со всеобъемлющим разумом, который разлит и распространен повсюду и доступен для всех, кто будет иметь достаточно воли и ума, чтобы начать вбирать это в себя и стать настоящим стоиком.