Больше рецензий

5 января 2025 г. 21:43

73

4 Сказывают, что...

Шестьдесят дней продолжался Крестьянский бунт Якуба Шели и именно столько глав в этом удивительном романе. Конечно же, исторического здесь существенно меньше

мифического, фантастического, постмодернистского, фольклорного и фэнтезийного, поэтому в конце книги приведена историческая справка для погружения в контекст. Кажется, этот винегрет неудобоварим. Однако Радек Рак доказывает, что это литературное блюдо может быть очень даже вкусным. Владение автором словом, темпом повествования и стилем — вот почему этот сложный роман мне было интересно читать.

Владение словом. Тут претензий нет, Рак писать умеет, все эти образы, которые автор легко рисует в воображении, остаются в голове надолго. Где-то встречал сравнение текста Рака с Гоголем. Так разве это плохо? Гоголь — великий писатель, и если сравнивают, то это только плюс Раку.

Темп повествования. Ни разу не возникло ощущения, что роман в целом или отдельные его главы затянуты. Или наоборот, сюжет мчит галопом по Галицийским Европам. Главы в большинстве своём небольшие за редким исключением, но даже относительно большие главы не заставляют скучать. Взять хотя бы одну из моих любимых здесь глав об одном колядовании. Не колядки, а триллер по-бескидски.

Стиль — пожалуй, сильнейшая сторона романа. Язык и интонация, которые использует Радек, резонируют со всем тем, что происходит в «исторической», так сказать, плоскости романа. Вся эта жестокость, ужасы, смерти, в том числе детские, показаны через призму баек, сказаний, недосказанности даже. «Всё, что мы о ней (о войне) знаем, поведал Ксенес Рак. Правда, Рак любит после стопки водки рассказывать всякие бредни, а то и просто врать...» Подобный подход необычен, Радек Рак не пытается написать исторический роман и не работает в жанре альтернативной истории. Ведь это так обыденно. Он пишет роман для серии «Иная фантастика», выбивающийся из общего потока.

Я не могу сказать, что мне абсолютно всё здесь понравилось, к примеру, с пресловутым эротизмом автор слегка переборщил. Я понимаю, что крестьяне — парни простые и пьяные, но не до такой же степени.

Стержень этого романа — постмодернизм и магический реализм. Если вам близка подобная литература, а она почти никогда не развлекает и всегда заставляет вас читать вдумчиво, вам стоит это прочитать