Больше рецензий

4 января 2025 г. 03:20

337

3 Дом, в котором... я жить бы не хотела

Смешанные впечатления. Понравился только первый том. Дальше авторская фантазия завела в наркоманские трипы, и дочитала я только по инерции, хотя очень хотелось бросить.

Признаю, феномен, конечно, любопытный, ибо на одной странице ты эту книгу любишь, а на следующей уже люто ненавидишь. Слог у нее приятный, но местами тяжелит. Особенно там, где мистические вставки. Диалоги поначалу были хороши, но чем дальше, тем больше превращались в сплошную угадайку. На любой вопрос персонажи бросали туманные намеки, пафосные фразы, полные недосказанности и прочие "догадайся сам". И к концу книги этот прием стал раздражать. Какой-то 3D эффект: один Курильщик в книге, второй читает про Курильщика, и тоже хочет понять, но не понимает. А объяснять никто не хочет, зато все время завуалированно дают понять, что это ты, Курильщик, тут самый тупенький, потому что слышать не умеешь. Потом, автор спохватилась и попыталась невнятно разъяснить в концовке, что она имела в виду, но забила и на это.

Несмотря на жанровость, читая, не могла отделаться от мысли, что я не верю персонажам Дома даже в контексте магии. Дети толкают речи, полные философии, обсуждают книги, до которых им мыслями еще расти и расти. С лексиконом, который не у каждого взрослого увидишь. Причем все поголовно. Диалоги даже в таймлайне прошлого чересчур взрослые. Дети так не говорят - слишком заумно. Слишком гладко. Слишком вычурно. А еще детям там слишком много позволено. Они пьют, курят, частно внаглую, употребляют вещества, сношаются, разрисовывают стены от пола до потолка, захотят - уходят, захотят - приходят. Комнаты похожи по описанию на бомжатники-коммуны. И при этом их там зачем-то лечат, и чему-то еще и учат. Если летать на метле, тогда охотно верю.

Проблема этой книги для меня - ее чрезмерная сказочность. Да, возможно, стоит ее воспринимать не с позиции взрослого, а через призму внутреннего ребенка, который верит в чудеса, и в то что Дом, это некое живое существо со своими законами, своей экосистемой. Но мой внутренний ребенок в этот раз оказался слеп и глух к уловкам автора. Там слишком много всего сказочного, на чем цеплялся глаз. Колясники-инвалиды, которые с легкостью могут забраться на стремянку или подоконник с неработающими ногами. Куча вещей и еды, которая берется просто из ниоткуда: глинтвейн, алкашка, кофе, тонны бутербродов и прочие вещи и все в свободном доступе. Прямо какой-то нескончаемый праздник в этом сером Хогвартсе. И взрослые, которые настолько фон, что их почти и нет. Если честно, правила у этой Вселенной на коленке слеплены. А от реализма остались рожки да ножки.

Концовка предсказуемая. Но вопросов без ответов осталась масса. Некоторые ружья на стене так и не выстрелили. Кто убил Лося? Что произошло во время того самого Выпуска, который наблюдал Сфинкс? Все время так или иначе подразумевалось, что там произошло нечто ужасное. Но что конкретно (помимо убийства Лося) - а догадайся сам. Опять. Такие интересные и такие искренние главы про Чумных Дохляков не выродились ни во что. Нам показали в щелочку, как росли и дружили ребята, но затем эту линию просто прервали и выкинули за ненадобностью. И вот эта рванина сюжета меня бесит больше всего. Потому что и сюжета нет, автор кусками накидала текст, как будто затыкала им дыры, но в доме из текста все равно гуляют сквозняки.

Наверное, с книгой всё-таки стоит ознакомиться, ведь равнодушным, в той или иной степени, она не оставит. Правда есть вероятность, как у меня, когда неравнодушие со знаком минуса. А послевкусие горчит. И вроде так все интересно начиналось, а на выходе пшик.

Хотя один положительный момент для себя я всё-таки нашла. Наконец, именно на этой книге я осознала окончательно, что магический реализм - это не мое раз и навсегда. Вряд ли буду еще грызть этот кактус. Лучше уж что-то одно. Либо магия, либо реализм.