Больше рецензий
2 января 2025 г. 23:53
240
5 Князь-Христос Лев Мышкин – «идиот» среди идиотов?
РецензияФедор Достоевский писал роман «Идиот» за границей в 1867-69 годах. В это время в России формируются новые социально-политические течения, кружки разночинцев, становится популярной философия нигилизма, все чаще звучат революционные идеи. И обо всем этом писатель тоже размышляет в «Идиоте». Но в центре всего повествования, безусловно, стоит образ князя Мышкина. Достоевский пытается наделить его всеми чертами, которые имел лишь один положительно прекрасный человек на свете – Христос. Краеугольный вопрос романа – может ли выжить чистый, наделенный качествами святого человек в современном обществе XIX века? Как они повлияют друг на друга?
Необходимо отметить, что понятие «идиот» в те времена могло означать человека, живущего от всех слишком обособленно и уединенно. Или юродивого, блаженного, проводника Божественной мудрости. Мышкин чистый душой, он наивен как дитя, он абсолютно беззащитен против колкостей, интриг и хитросплетений Петербургского света. Он честный, говорит всегда правду, а это вообще нехарактерно для высшего общества. Трагедия Мышкина в том, что мир отвергает «положительно прекрасного человека». В конечном итоге люди, которым он пытается помочь, губят себя на глазах. Таким образом, отрицая помощь праведника, общество отрезает себе путь к спасению вновь.
Достоевский считал христианство не теорией, а деятельной любовью. То есть человек-христианин – это человек, проявляющий сострадание и любовь к ближним. Мышкин против смертной казни, а эта тема очень волновала и самого писателя. Видимо поэтому он в уста князя вкладывает собственные идеи – о том, что бесчеловечно на зло отвечать еще большим злом, лишь умножая его и не приближая человека к раскаянию и любви.
Через Мышкина Достоевский раскрывает основную идею Евангелия – самопожертвование во имя людей, готовность пострадать за человечество. Самая трудная заповедь Христа – «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» – для князя оказывается абсолютно естественной. Он даже не задумывается, он просто так живет. Он не знает заповедей, не читал Библии, но это все уже в его душе. В отличие от начитанного высшего света, которые «знают», но не делают, лгут себе и окружающим, или выставляют показную добродетель. Собственно, высшего света давно уже нет, но современные люди ведут себя нисколько не лучше…
Мир Мышкина ясный и прозрачный. Он одним взглядом на человека способен подметить всю его суть. Так, впервые увидев портрет «роковой женщины» Настасьи Филипповны, он сразу же понимает, что «судьба ее не из обыкновенных». Сирота, воспитанная в доме богатого благодетеля, аристократа Тоцкого, которую тот предназначил впоследствии в свои любовницы. Он сделал из нее «камелию», игрушку, с которой удобно показаться в свете. Образ Настасьи Филипповны трагичен – она прекрасно понимает, какая у нее роль в жизни, это ее и тяготит, и злит. Она властвует над мужчинами, повелевает ими. Но в душе она несчастна и абсолютно беззащитна. Она испытывает самоосуждение. Это почти христианское чувство, возможно, могло бы и дать ей шанс на спасение. Любовь к ней князя – это любовь христианская. Но она понимает, что недостойна его, что она погубит его. Она видит в князе Человека («В первый раз человека увидала»). Но сознательно выбирает путь погубить себя окончательно.
Проповеди князя-Христа не доходят до людей. Для большинства людей он так и остается безумцем, а в конце романа и вовсе превращается в душевнобольного… Он не выдерживает того натиска зла, что окружает его в лице людей.
«Возлюбить ближнего своего как самого себя», чувствовать ближнего не как чужого – это задача не из простых… Через Мышкина и других персонажей Достоевский показал нам, что Бог дает нам главное – свободу выстроить собственную жизнь по своему разумению. От нас зависит лишь то, как мы этой свободой распорядимся – услышим ли голос Бога или нет.
~Julietta Vizer
Комментарии
А что хорошего в самоосуждении в её случае? Как это может ей помочь?