Больше рецензий
2 января 2025 г. 23:51
19
5 «Тварь дрожащая» или Наполеон…?
РецензияЯ очень давно и долго подходила к Достоевскому. Школьное прочтение «Преступления и наказания» было, несомненно, незрелым и больше фактологическим и сюжетным, нежели глубоко аналитическим. Федор Михайлович – мастер полифонического романа. Это означает, что его произведения одновременно наполнены разной проблематикой: социальной, психологической, политической, философской и религиозной. Чтение Достоевского без глубокого знания истории своей страны, без знания Евангельских притч и сюжетов (хотя бы в общих чертах) обречено на смысловой провал. Вы лишь уловите сюжетную линию и основные поверхностные идеи, не более того.
В центр всего романа «Преступление и наказание» поставлена Евангельская притча о воскрешении Лазаря, которую Раскольников просит Соню почитать вслух. В Евангелии от Иоанна приводится эта чудесная история: Иисус приходит в дом почившего Лазаря, уже четыре дня как находящегося в гробу в пещере, вход в которую завален камнем. «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Эта библейская аллюзия дана вовсе неслучайно. Здесь можно узреть четкие символы… Так, Соня, которая сознательно стала блудницей, чтобы кормить своих близких, отдает свое тело в жертву, но при этом сохраняет чистую душу. А Раскольников, совершив страшное двойное убийство, тлеет уже не только физически, но и духовно. Его нераскаявшаяся душа мечется и не знает покоя, ему становится невыносимо и мучительно, он придавлен грехом деяния, которое сам пока ещё грехом не считает. Ведь он осмелился «право иметь». Есть ли шанс у его души, заточенной глубоко, заваленной камнем тяжкого греха, очиститься и подняться, раскаяться и простить?
Размышляя над «теорией Раскольникова», я пришла к выводу, что за прошедшие почти 160 лет с момента написания романа мы все чаще и чаще видим, как она применяется на практике… Оправдание насилия, оправдание войн, оправдание революций. Разве это не ужасно? Это и есть то самое «Наполеоновское величие», которое «дает право». Дает право ценой жизни простых людей решать «имперские» задачи, устанавливать диктатуры, тоталитарные режимы, стравливать народы. Когда из человека уходит Бог, он может оправдать что угодно.
Достоевский показывает нам два способа человеческого бытия. Первый – это принцип самоотдачи и изобилия, доверия к мирозданию. Неоскудевающая рука Бога всегда поможет в трудный час. Так, Раскольников постоянно раздает деньги нуждающимся, всегда помогает тем, кому еще хуже, чем ему. И всегда деньги откуда-то приходят. Второй принцип – это представление о мире как о пространстве недостатка и нищеты, борьбы за место под солнцем, в результате которой у одних прибывает, а у других убывает. И мы сейчас живем в такой вот закрытой системе. Мы забыли о «неоскудевающей руке». Мы все время боимся, что на всех не хватит, и оправдываем все более страшные безумства, на которые может пойти человек ради достижения индивидуального блага. Вместо христианской идеи самопожертвования и самоотдачи возникает идея принесения в жертву другого. Мы забыли о принципе «Мы одно, заодно живем», который звучит из уст Сони в романе. Перекладывая ответственность за свои действия на других, на «среду», мы становимся слепы, мы загниваем морально и физически.
«Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть», – писал Ф.М. Достоевский. А история каждого человека – это действительно «история постепенного обновления», перерождения и «перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью», что и происходит с Раскольниковым в эпилоге романа.
На мой взгляд, самая глубокая мысль романа в том, что если человек поймет, что Бог с ним, что он есть априори в каждом из нас, и нужно просто довериться ему и переступить через свою гордыню и тщеславие, то тогда то он и станет тем самым солнцем, которое «все и увидят». Ведь «Солнцу прежде всего нужно быть солнцем».