Больше рецензий

GalinaSilence

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2015 г. 20:55

1K

5

Проблема без названия

В последние годы стало модным смеяться над феминизмом, считать его одной из подлых шуток истории, подшучивая, жалеть тех старомодных феминисток, которые боролись за права женщины на высшее образование, на работу, за избирательное право».


Эта книга Бетти Фридан не зря относится к «матчасти» фем-идеологии, но даже тем, кто как от нечистого духа открещивается от слова «феминизм», я бы советовала ознакомиться с этой книгой. В особенности для девушек, потому что эта книга – реальный повод почувствовать гордость за тех отважных женщин, которые осмелились поднять склоненные головы в то время, когда вся сфера жизни женщины ограничивалась «тремя К». Истории первых американских феминисток дадут почувствовать всю тяжесть достижений.

«Борьба за права — пустой звук для тех людей, которые выросли, когда эти права были уже завоеваны».

Стандартный уклад «благополучных» американских 60-х Фридан вскрывает с изнанки, показывая, как подавлены и ограничены были женщины в тот период, не имея возможности самореализоваться. Военное время прошло, отпала надобность призывать женщин на военные заводы, чтобы заполучить недостающую рабочую силу, с помощью плакатов в духе “We can do it”, теперь вновь надо загнать их в кухоньки и уютненькие домики, пусть поднимают рождаемость страны, пока вернувшиеся с фронта мужчины занимаются «важными делами». При этом идет постоянное, масштабное втолковывание идеи, что только служение мужу и детям – настоящее счастье, а все остальное – от лукавого, и непременно пойдет в ущерб семье. Кто отважится взять на душу такой грех. Поэтому стоит смириться с ролью уборщицы-посудомойки в красивом платье.

«Что же она за женщина, если, натирая пол в кухне, не испытывает это таинственное чувство исполнения своего предназначения? Ей было настолько стыдно даже допустить появившуюся неудовлетворенность, что она и представить себе не могла, сколько других женщин испытывают то же самое. Если она пыталась рассказать об этом мужу, то он просто не понимал, о чем идет речь».

В противовес красивой рекламной действительность Америки, Бетти зачастую приводит в сравнение пример Советского Союза, в котором в те годы мало какая женщина сидела дома, не работая – вес обязанностей всегда был двойным: и дом-дети, и работа. И, скорее всего, хоть советские женщины кляли на чем свет стоит праздных американок, которые могли себе позволить и даже вроде как сознательно выбирали заниматься исключительно домашними делами, без работы, чисто психологически их личность была здоровее, потому что они видели окружающий мир, вкладывались в него, и за счет этого чувствовали себя более значимыми.

«Человек может быть, счастливым, уверенным в себе, здоровым, не страдать комплексом вины, только если он развивается и реализует свой потенциал».

«Для индивидуума недостаточно быть любимым и уважаемым другими людьми и чувствовать связь со своей средой. Если он серьезно относится к жизни, он должен найти свое место в ней, понять свое предназначение в настоящем и будущем. Он предает себя тем, что отказывается от развития».

Тем временем американские леди, бросив или не закончив колледж в страхе не найти мужа из-за «чрезмерной образованности», спустя несколько лет начинали чувствовать себя запертыми в клетке – новизна бытности молодой женой и матерью проходила, и оставалась лишь уютная, но вязкая как болото рутина.

«Чем бы она ни была занята - стелила ли постели, делала покупки, подбирала материал на покрывало, ставила перед детьми сандвичи с кокосовым маслом, отвозила на машине сына или дочку в клуб скаутов, лежала по ночам рядом с мужем, — она страшилась спросить даже себя: «И это все?»

Конечно, многие обращались к психоаналитикам. И что же они получали в качестве помощи, эти женщины, которые и так были замкнуты в круге «дом-семья-дети-постель»? Упреки в том, что они недостаточно женственны, надо еще больше стараться, а для себя вполне хватит «часа без детей» или кружка вязальщиц. Вдобавок выписывалась горсть отупляющих транквилизаторов.

«Иногда проснешься утром, и возникает ощущение, что сегодняшний день будет такой же бесцельный, как вчера. Тогда я пью транквилизатор, и мне уже все равно».

Фрейдистская философия, смело шагавшая в тот период по миру, только укрепляла в головах обывателей мифы о «зависти к пенису» и природной пассивности женщины, и просила искать ответы на все вопросы в сексуальной сфере, что, тем не менее, не делало женщин более счастливыми, а наоборот, заставляло равнодушно и бессильно извиваться в супружеской постели или идти на адюльтер.

«Для Фрейда даже в большей степени, чем для современного редактора журнала на Мздисон-авеню, женщина представляла собой странное существо, более низкого разряда, чем мужчина. Он видел в них куколок с детским развитием, которые существуют только для того, чтобы любить мужчину и удовлетворять все его нужды».

Нельзя не отметить, что настолько замшело патриархальный уклад общества бил и по самим мужчинам. Опекаемые в детстве гиперзаботливой матерью, повзрослев, они бросались к женщине, которая так же могла бы полностью их обслужить, теряя при этом свою собственную самостоятельность и состоятельность.

«Молодые люди в качестве причин, толкающих их на брак, чаще всего называют желание иметь в доме женщину, которая заменила бы им мать, а также постоянную партнершу для половых сношений. Получается, что заключение брака, которое должно предполагать зрелость и самостоятельность, на самом деле реализует надежду на сохранение своей зависимости, на продление детства и удержание за собой связанных с ним привилегий».

Поженившись, эти разнополые жертвы традиционалистского уклада становились родителями. Но были ли они настоящими, воспитывающими родителями, или просто старались обтесать личности своих детей до своего же дефектного состояния? Отец, который всегда на работе, а вечером устал, и мать, которая сдувает с чада пылинки.

«Описан типичный случай двенадцатилетнего мальчика, у которого «в одиннадцать лет была детская истерика, когда мать отказалась намазывать для него хлеб маслом. Кроме того, он все еще требовал, чтобы ему помогали одеваться… Он четко обозначил свои требования в жизни, заявив, что мать будет намазывать ему хлеб маслом до тех пор, пока он не женится, после чего это будет делать его жена…»

Заметив эту тенденцию, расхожая массовая психология опять поспешила сделать женщину объектом всей критике, несмотря на то, что женщина того времени сама была покореженным объектом стереотипов.

«Проще и безопаснее свалить все на жену или на мать, чем признать собственную несостоятельность или усомниться в святости американского образа жизни».

Фридан делает вывод, основанный на личных наблюдениях и реальному общению с состоявшимися женщинами, что единственный способ для женщин и всего общества обрести счастье и душевное равновесие – это «расправить крылья», обрести свободу и независимость, и не калечить себя «природным предназначением». Наблюдаемые ей женщины, имеющие как собственную работу, так и дом, явно были счастливее избавленных от «мужских дел».

«Она сказала мне, что когда перестала мириться с традиционно женской ролью, то стала получать больше удовольствия именно от того, что она женщина».

Эта книга, на мой взгляд, никогда не станет устаревшей, потому что многие проблемы, описанные в ней, существуют и до сих пор. Наверное, должны пройти тысячелетия, прежде чем общество избавится от традиционного разделения на «чисто мужское» и «чисто женское», и перестанет ломать себя в угоду стереотипам «Так живет настоящий мужчина\настоящая женщина». Если кто-то позабыл, что на самом деле нам стоит вспоминать и праздновать 8-го марта, или плюется при слове «феминистка», ему стоит прочесть эту книгу.