Больше рецензий
27 декабря 2024 г. 23:20
94
4 Корветы имен зверей и служивых людей
Рецензия
Насколько помню из книг по парусному флоту, французский термин "корвет" ввели в употребление британские морские офицеры, которым довелось командовать внеранговыми судами, собирательно называемыми шлюпами, а также иронично "ослиными фрегатами", командир которого не нуждался в гордом звании капитана и соответствующей оплате и уважении. Вот тогда подобные неудачники, чтобы подсластить пилюлю, стали называть свои разномастные корабли, что были меньше фрегатов, мудрым иностранным словом, так и прижившимся в морской терминологии. В России в эпоху паруса корветы не были каким-то сильно интересующими морское ведомство классом судов. Зато Крымская война и требование вести ассиметричную крейсерскую компанию потребовала строить малые корабли для подобных целей. И параллельно Архангельским клиперам в Охте под Петербургом заложили сразу четырнадцать 11-ти орудийных корветов в двух подсериях, из дуба, носящих имена служивых людей из российской истории, и сосновых с именами зверей. Именно здесь впервые в истории российского флота появилось будущее знаменитое название "Новик". Кроме того впервые все корветы получили серийную 200 л.с. паровую машину, единую для всех кораблей проекта, строительство которой было поделено между тремя заводами. Еще отличием подсерий был подъёмный гребной винт на дубовых кораблях и несъемный на сосновых. Тогдашняя практика мореплавания подразумевала парусный ход без мешающего своим сопротивлением винта, он ставился при запуске машины. Сами же корветы получились дешевыми (примерно 175 тысяч рублей затрат) вполне мореходными, но посредственно построенными, как в отношении спешки при проведении корпусных работ, так и неудачной, маломощной и ненадежной паровой машиной, поэтому после 3-5 дет эксплуатации на большинстве судов ее заменяли на иностранной постройки. Сосновые корветы неожиданно пригодились на Черном море, потому что России по условиям Парижского договора могла иметь там только до десятка паровых и парусных военных судов до 800 тонн водоизмещения, около 900-тонные пятидесятиметровые корветы в эти условия вписывались прекрасно, потому неожиданно очутились на южных рубежах. Дубовые корветы по замыслам наших флотоводцев должны были играть роль разведки и связи у крейсерских океанских эскадр из фрегатов и клиперов, в этом качестве они и служили свои не очень долгие годы, ходив по всем океанам и радуя глаза знатоков своими красивыми силуэтами, будучи весьма гармоничными в изгибах, за счет отсутствия трубы на снимках, которая складывалась при бездействии машины. Из этой серии в море погиб только "Новик", наткнувшись 14 сентября 1863-го года на скалы около Сан-Франциско, где собралась российская эскадра в момент осложнения отношений с Англией. В целом, все корветы уже к середине-концу 1860-х были выведены из активной службы, и в следующие десятилетия проданы на слом. Очевидный минус книги - практически нет никаких подробностей про службы сосновых "зверей" в составе ЧМФ, а вот служба дубовых описана пусть и неровно по сравнению друг с другом, но более обстоятельно.
Присоединение Приморского края потребовало создание и там флота для патрулирования и изучения, и опыт дешевых корветов быстрой постройки было решено использовать в новом проекте второго поколения парусно-винтовых корветов, выросших вдвое по водоизмещению, почти вдвое по экипажу и в полтора раз по вооруженности, только это уже были бомбические орудия вместо прежних карронад. В серии было только четыре корабля, один из которых носил имя "Варяг", ставшее легендарным, благодаря следующему крейсеру, второму его имени. Еще один корвет носил имя "Витязь", тоже участвовал в океанографических исследовательских экспедициях, но легендарным стал второй корвет с этим именем. "Варяг" еще умудрился оскандалиться тем, что был, видимо, единственным кораблем Российского императорского флота, стрельнувшего ядром вослед императору Александру Третьему. Во время Высочашего посещения на Транзундском рейде при убытии царственной персоны по церемониалу полагалось произвести 31 выстрел, при этом из одного орудия командор не вынул боевого снаряда, которые зарядили раньше по сигналу боевой тревоги от царя. Ну и запульнули гранатой вослед императору без каких-либо последствий для его свиты. Но на паре карьер поставили кляксы. Эти корабли до 1880-х оставались в активной боевой службе, мотались на Дальний Восток и обратно, затем служили учебными плавающими партами, так на "Варяге" проходил морскую практику Александр Михайлович, внук Николая I, один из наиболее деятельных и талантливых представителей последних двух десятилетий правящей династии, но не допущенный сыграть заметную роль в российской истории. Зато оставшийся в генеалогии основателем до сих пор здравствующей прямой мужской линии Романовых, и я как-то читал интервью с его потомком, гораздо более вменяемым чем одна Маша. Впрочем эта книга все же про корабли, чьи судьбы причудливо переплетаются с судьбами людей. Видимо, это предпоследняя книга прочитанная в уходящем году, но последней станет отдельная публикация про "Витязь" и "Варяг", то есть корветов второго поколения из одного номера Морской кампании.
Комментарии
"... Но на паре карьер поставили кляксы".
И что им было?
Артиллерийского офицера под арест, адмиралу эскадры задержали присвоение очередного звания. И больше деталей нет