Больше рецензий
26 декабря 2024 г. 01:55
88
4 Начало столетней войны
РецензияУже шестая книга цикла и от 1314 года события «Проклятых королей» привели нас к началу Столетней войны между Англией и Францией (1337 год). Пока на французском троне сменялись Красивые, Сварливые и Длинные, английское королевство расправляло плечи и постепенно переставало быть вассальным.
После казни Эдуарда II, его место занял его сын — Эдуард III. Этому королю, в отличие от его французских дядек, повезло в любви. Дважды. С женой — Филиппой из рода Плантагенетов, а позже — с роковой красоткой графиней Солсбери.
Прямая линия Капетингов прерывается, тем самым воплощая в жизнь проклятье тамплиеров, которое навлёк на себя Железный король, когда решился сжечь Великого магистра. Перед Францией встаёт вопрос: кто же окажется на троне? Эдуард III Английский, внук Железного короля, или Филипп VI Валуа, племянник Филиппа Красивого?
Цикл потерял свою обстоятельность и теперь напоминает калейдоскоп событий с активной сменой участников, чьим судьбам писатель уделяет совсем немного страниц, а читатель — времени.
Смена династии произошла. Во главе страны — сын графа и сыну короля предстоит преклонить перед ним колено и принести вассальную клятву верности. Можно ли себе такое представить? Нет. Впрочем, как и невозможно представить, чтобы Эдуард III, каким его преподнёс читателю Дрюон, преклонил бы колено перед кем-то из Капетингов. И тут уже не играл бы роли никакой Робер Артуа. Впрочем, по признанию самого Дрюона, это его любимый герой. К слову, моих любимых героев в этой книге уже не осталось. Маго отравлена, а Гуччо уехал со «своим сыном» в Италию. Немного утешает, что Гуччо Бальони всё же умер своей смертью, в отличие от большинства героев этого цикла, хоть и вдали от любимой Мари, разбившей из-за придворных интриг, его сердце, которую он так и не смог забыть. У меня появился новый любимчик — Эдуард III.
Судьбе Робера Артуа в романе уделяется едва ли не больше внимания, чем судьбе венценосных особ и подковёрным играм престолов. А игры эти не утихают даже тогда, когда казалось бы «перо выпадает из рук» писателя, после утраты любимого героя. Переносятся они в Италию, где нынче обитает Иоанн I Посмертный. Спасённый в 4 книге младенец уже давно вырос, перенял бизнес отца. Стоит ли говорить, что Иоанн Посмертный так и остался в истории погибшим в младенчестве?
Мне совсем непонятна эта линия. Ни в какую «Железную маску» она не вылилась, всё же Дрюон более щепетилен к исторической правде, чем Дюма. Стоило ли начинать всю историю с подменой, если в дальнейшем она удостоилась лишь нескольких страниц эпилога шестой книги?
Знаю, что есть ещё седьмая книга, написанная через 17 лет после «Лилии и льва», но уже боюсь за неё браться. Слишком много Дрюон просто пересказывал историю в 5 и 6 книгах цикла, забывая добавить художественные вензеля, которыми так подкупали первые 4. Подозреваю, что заключительная книга цикла будет похожа на курс лекций по истории. Да и что ещё можно сказать о доме Капетингов, чей род уже не занимает трон Франции? Проклятие Жака де Моле сбылось, некогда процветающее государство ослаблено, всё больше и больше увязает в войне. Хоть в книге само существование Франции кажется уже под вопросом, но у исторических романов есть спойлеры. И тут интриги особой нет — Франция справилась. Династию Капетингов заменили Валуа, а после них на престол взойдут Бурбоны.