Больше рецензий
23 декабря 2024 г. 19:00
520
4 "Крылья у меня выросли — да лететь некуда"
РецензияПроизведение выполнено действительно в духе современного искусства. Такого, что бросает вызов зрителю самой своей формой и побуждает либо махнуть рукой — "это абсурд, попросту нелепо", либо разгадывать содержание. И, скорее, вас недолго будет занимать головоломка "что хотел сказать автор", поскольку затем вы (если, конечно, не отступились ранее, спугнутые формой) начнете разгадывать иное — "а что в этом вижу я? что я об этом чувствую?". А, значит, у автора получилось.
Я понимаю низкие оценки — это очень дерзкое произведение, которое выдвигает свои требования к читателю. По-азиатски меланхоличное, откровенное и по-современному провокационное. Такой восточный декаданс с налетом раннего абстракционизма. Наполненное метафорами, оно не метафорично — напротив, очень прямолинейно. Вам честно сообщают глобальную причину происходящего, ту травму, что переживает и главная героиня, и ее сестра, и муж этой сестры, и десятки тысяч, миллионы других людей. Травма эта очень глобальная. И очень традиционная.
Любопытно, что совсем недавно я прочитала Саяка Мурата - Человек-комбини , и "Вегетарианка" оказалась очень созвучна этому произведению: "в человеческом обществе ничего не меняется с эпохи Дзёмон". Чересчур критично, но, в целом, совсем не беспочвенно. Жесткие общие нормы, которые человечество выработало в стародавние времена, необходимость им подчиняться, чтобы тебя из этого общества не изгнали, породило — и продолжает порождать — столько проблем, что нет им конца и края. И самое убийственное — принесение в жертву себя самое, себя как личность, то есть уникальное, неповторимое и бесценное — едва ли не главная укоренившаяся ценность.
Неприятие Другого доходит до абсурдизма — со сменой поколений может меняться вектор, но фундаментальная жажда заклеймить, изгнать, насмехаться, ломать и перекраивать под свое понимание правильности устраняется только точечно и лишь у хорошо организованных — интеллектуально и эмпатично — личностей. В основе же своей общество как масса остается пассивно (а порой и очень активно) агрессивной конструкцией. А почему ты не женат? А почему у вас нет детей? А почему твоя жена не работает? А почему бы тебе не сбросить вес? А что, а как, а где.
Страх обсуждения и осуждения древоточцем подтачивает уверенность в себе у многих людей, заставляет их подстраиваться под нормы, только чтобы соответствовать... чему? Искусственному конструкту? Получается, что так. Но иногда человек вступает в противоборство. Как это сделала Ёнхе. Её сестра. Муж её сестры. У каждого свой метод такой борьбы, не всегда понятный и приятный, но всегда неизбежный. Потому что это борьба с травмой, с древней травмой, массовой и жестокой.
К слову, в азиатской литературе вообще интересно и ярко передаются последствия жесткого традиционализма, особенно в "любовных" отношениях. Закавычено поскольку "любовного" там особо-то и нет. Зато есть "партнерство" — уважительное (при хорошем раскладе) сосуществование двух лиц; их вступление в брак, потому что "надо"; рождение ими детей, потому что "надо"; совместное посещение семейных или корпоративных мероприятий, потому что "надо". Наполненного чувствами Возлюбленного заменяет стабильный Партнер, и ячейка семьи становится сродни рабочему коллективу со своими целями и задачами. Зато минимальны треволнения, зато есть понятный путь до могилы, достойный общества. Такая вот антиутопия. И совсем неудивительно, что все чаще у людей случаются срывы, и их борьба принимает неконтролируемый, разрушительный характер.
"Вегетарианка" — это книга-рефлексия. Местами тяжелая, местами (для кого-то) отталкивающая. Но свою роль она исполняет и исполняет хорошо, и уже благодаря этому заслуживает внимания.