Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

18 декабря 2024 г. 09:48

123

4 Happy Ending of the American Dream

Продолжение уютного бестселлера, но совсем не обязательное. Фэнни Флэгг написала «Возвращение в кафе «Полустанок» как затянувшийся эпилог, в котором нашлось место и «утраченным» эпизодам из жизни основных героев первой книги, и скудные штрихи к портретам их потомков, и сюжет в духе музыкальной комедии.

Пожалуй, именно сюжет и вызывает главное ворчание. Если рассказы об эксцентричных обитателях маленького американского городка складывались в притчу о принятии себя и стимуле жить дальше, выраженным через рамочную историю Эвелин Коуч, то в продолжении всё свелось к реализации успешной бизнес-идеи. Вроде бы оригинальный способ повествования без явной хронологии Фэнни Флэгг соблюдена, но линейность и простоватость возобладала.

В центре постаревший Бад Тредгуд и его семья. Рефреном звучит тема пожилого человека, сражающегося с одиночеством и пренебрежением персонала пансионата. Писательница собирает плотное комбо из жанровых клише, когда герой заводит кота и устраивает революцию с постояльцами, влюбляется и сбегает, мучимый червем ностальгии. Вокруг еще множество характеров, знакомых по классике американской литературы. Дутая аристократия, эксцентричные предприниматели, неравные браки. Если это все перечислять, то покажется, будто получился не роман, а подборка «Readerʼs Digest».

Но всё-таки текст и персонажи Флэгг органичны, харизматичны и полнокровны. И за них переживаешь, как за хороших знакомых. И ведь знаешь, что ничего дурного не должно случиться. Даже когда большая мечта дочери Бада и Эвелин Коуч возродить Полустанок оказывается под срывом. Но в американской сказке успеха не бывает таких провалов. И всё заканчивается масштабно и эпично, будто в параллельной вселенной. А другого как бы в этой действительности и не надо.

Флэгг строит утопию посреди равнодушного и рассыпающегося мира, где люди отказываются от простых символов счастья и постоянства, как жареные зеленые помидоры. Безусловно, само время, стирающее с поверхности земли дома и целые города, переиграть невозможно. Время забавляется памятью, подсовывая то письма, то некрологи. Исход событий, который сочиняет Флэгг возвращает к интонации притчи. Пусть в реальной жизни невозможно отстроить уничтоженное. Но оно становится символом сохранения самого дорогого внутри себя, семьи, сообщества. И показывает направление для всех, кто преуспел в бизнесе, во что надо вкладывать накопления, добытые талантом и упорством.

Простота и искренность романов Флэгг не требует никаких читательских усилий. Писательница внимательно и заботливо обволакивает сознание ощущением безопасности и надежды, что можно пережить всякую смерть. Утешительность в этом случае оздоровительная, хотя всё же в продолжении раздаешь авансы за первый роман.