Больше рецензий

17 декабря 2024 г. 03:19

62

4.5 Да, жираф был неправ, но виновен не жираф

Поистине трагический рассказ, хотя по объёму я бы причислила его к небольшим повестям. Любому читателю ясно, как следовало поступить Марджери. Но неправ этот читатель, как и автор рассказа.

Если спросить сколько действующих лиц в этом рассказе, большинство ответит, что трое, а остальные - просто свидетели разыгравшегося действия.

1. Чарли Бишоп - лысоватый полноватый мужчина со скверным характером около 56 лет
2. Марджери Бишоп - его жена 44х лет, свежая, но не блистающая красотой женщина, легко и с юмором переносит все выходки мужа
3. Джерри Мортон - молодой человек 28 лет. приехал в Лондон в отпуск из колоний, знакомых нет, кроме рассказчика. Позднее тот познакомил его с Бишопами.

А дальше начинается одно из возможных развитий сюжета, очень похожего на роман "Театр", но идущее "по другой ветке" Видимо Моэма всесторонне интересовала эта тема. Любовный треугольник, в котором жена увлекается молодым человеком, но принципиально не идёт с ним на физическое сближение, чем очень гордится.. . каждый может сам прочитать этот рассказ, чтобы узнать чем всё это кончилось

Я не буду раскрывать полностью интригу рассказа, но обращу внимание на поведение персонажей:

Трудно вроде бы назвать порядочным и молодого человека, который вскружил голову чужой жене, но! он и сам испытывал к ней чувства, его голова тоже кружилась от того, что он опять находится в цивилизованном мире, и Бишопы являлись его островком безопасности. Ему просто некуда было деться. И он втюрился как восторженный щенок от всей этой новизны, от того, что леди удостоила его нежной дружбы и душевной склонности. Всё что он делал, он делал всерьёз, не осознавая, что это временно.

Чарли Бишоп проявил равнодушное легкомыслие (за которое и был наказан). Ему следовало "подружиться" с молодым человеком, переключить внимание жены на себя, познакомить его с кем-то помоложе, даже уговорить кого-то отвлечь юнца на время. А в упор не видеть, что жена постепенно увлекается молодым человеком это тоже проявление равнодушия к ней, а не доверие.

Про Марджери я даже не говорю ничего. Она находится в гормональном угаре, когда люди могут представить что способны летать, балансировать на ограждении моста, наслаждаясь ветром и своей новой юностью. Она в порыве, который унёс её мозги, а потому дело друзей одолжить ей на время свои. Подстраховать, если они считают себя друзьями, а не чужими людьми, тем более, что муж проявил легкомыслие и самоуверенность.

но было там ещё одно действующее лицо - и это не рассказчик, который познакомил их, и поэтому вроде как косвенно виноват в происшествии. Нет, невозможно предугадать чем закончится знакомство людей, которых ты рекомендуешь друг другу. К тому же супруги не давали предпосылок для охранных мер их брака. Они были всегда очень дружны и привязаны друг к другу. Нет! ещё одно действующее лицо - и важное, - это Дженет Марш, подруга, горячо принявшая участие в романе Марджери и Дж.Мортона. Она, видимо из тех людей, которые не прочь плеснуть бензинчика в чужой костёр или бросить пару петард с намерением "тупо позырить", что получится. Полное одобрение подруги, содействие ей в неуместном романе, помешали Марджери самой правильно оценить ситуацию и посмотреть на неё со стороны, свежим взглядом. Подруга говорила лишь то, что увлечённой Марджери хотелось слышать, поддерживала морок влюблённости. И я вижу главной проблемой этой истории не "порядочность" Марджери, решившей не изменять мужу физически, а непорядочность Дженет. Её не извиняет ничто - она не испытывала сильных чувств, мешающих видеть реальность. А потому должна была или держаться в стороне, или ... нет, лучше не лезть, если не спрашивают совета. А если уж спросили, то деликатно дать совет порядочный, или поддержать Чарльза в трудное время.

Сам автор занял позицию человека, которого никогда не "уносило" далеко от здравомыслия. Поэтому ему показалось, что Марджери могла что-то сделать по-другому. Нет, не могла. Я, например, позднее вспоминая, что творила в разгар страстей, просто сижу "фейспам" и ржу. Это не я. Я бы так не поступила. Угу.

А между тем, Моэм не случайно начал рассказ именно с того, как по-другому выглядит человек, с которым ты сводишь знакомство на чужой территории и он покоряет тебя своими качествами, но когда он оказывается в твоём мире, ты буквально не знаешь, что с ним делать и он становится некоторой обузой, а его качества уже не проявляются в полной мере и не кажутся такими привлекательными.

Я обожаю Сомерсета Моэма. Буквально всё, что я у него читала - люблю. И как я ошибалась, думая, что исчерпала этот "колодец". Думаю там ещё что-нибудь есть. =)