Больше рецензий
16 декабря 2024 г. 21:59
553
5 Спойлер 100 глав блистательного текста
РецензияКак же хорошо после современной и альтернативной литературы взять ̶к̶н̶и̶ж̶е̶ч̶к̶у̶ увесистый том Томаса Манна и с головой нырнуть в его неспешное повествование, в котором автор своим неповторимым восхитительным литературным языком неторопливо рассказывает нам мудрые истории! Для меня это просто определенный вид душевной терапии).
Роман «Будденброки» делает нас свидетелями жизни четырех поколений состоятельного клана, их попыток приспособиться и выжить в неумолимо меняющемся мире.
Удивительно, но роман, написанный в 1900 году, мне кажется, достаточно близок и понятен современному читателю. Возможно, это связано с тем, что сегодня мы живем в постоянных переменах - в ощущении стремительной смены жизненных устоев, приоритетов. И пусть Томас Манн для нас рисует портреты представителей другого времени, душа не может не отозваться щемящей тревогой на то, как на 800 страницах автор дает нам возможность ощутить смену эпох, возможность наблюдать за тем, как духовные опоры, прочно удерживающие человека вчера, сегодня теряют свою актуальность.
На протяжении романа мы не просто следим за сменой поколений семьи Будденброков. Мы наблюдаем то, как из поколения в поколение изменяется картина мира героев. В фигуре Иоганна Будденброка - старшего мы видим успешного и несгибаемого коммерсанта, имеющего твердую духовную опору, базирующуюся на идеях просветительства. Его сын, Иоганн Будденброк-младший, хоть и продолжает семейное дело, стоит на совсем других духовных опорах – вольнодумство ему чуждо, он опирается на религию, с ее строгими канонами, приоритетом духовного развития над материальным благополучием. Очевидно, что как предприниматель, он менее успешен, чем его отец.
Третье поколение Будденброков, представленное в книге, олицетворяет Томас Будденброк, которому чужды как ценности деда, так и ценности отца. Этот герой, вероятно, наиболее близок автору (неспроста же Томас Манн назвал его своим именем, а не семейным, передающимся от отца к деду, именем Иоганн). Выбирая политическую карьеру, он всю свою жизнь ищет себя, свои основы, свою философию. Возможно, именно отсутствие твердой моральной опоры приводит к тому, что Томас производит впечатление тревожного человека, испытывающего страх перед жизнью, живущего с постоянной оглядкой на мнение окружающих.
И, наконец, маленький Ганно, которому так и не суждено стать Иоганном, единственный представитель Будденброков, имеющий тонкую душевную организацию и музыкальный талант, оказывается абсолютно нежизнеспособным как для мира бизнеса, так и в мире реальном. Так, противопоставляя типажи делового человека и человека из мира искусства, Томас Манн показывает, что в мире политики и бизнеса нерешительный, тонко чувствующий человек, живущий творчеством, выжить просто не может, да и этот мир пока не готов его принять.
Интересно, на какой же позиции стоит сам Томас Манн, когда противопоставляет искусство миру буржуазной действительности? То, как он описывает музыку и музицирование, то, как он передает чувства маленького Ганно в момент исполнения музыки, не оставляет сомнений, что сам автор – человек музыкальный. В финале говорится, что маленький Ганно стал ангелом. Так, возможно, Томас Манн дает нам понять, что время людей искусства еще не пришло.
Когда-то давно я слушала лекцию Михаила Казиника, в которой он рассказал о том, что многие выдающиеся люди, Нобелевские лауреаты в разных областях науки, оказывались так или иначе связанными с классической музыкой. И сам Томас Манн говорил, что если бы не был писателем, стал бы музыкантом. И это подтверждает слова Казиника. Только выдающийся человек мог создать такой роман (а Манн начал писать его в возрасте 19 лет).
Роман «Будденброки» – незабываемое произведение. Я только жалею, что прочитала его после «Волшебной горы». Прочти я роман раньше, впечатления были бы еще сильнее. «Волшебная гора» – роман более зрелый и, по истине, гениальный. На его фоне «Будденброки» несколько проигрывают. Но, это не отменяет осознания того, что первый роман Томаса Манна – произведение выдающееся, обязательное к прочтению, которое подарит читателю богатый спектр эмоций, даст и пищу для размышлений, и эстетическое удовольствие от качества литературы. А у меня на очереди «Смерть в Венеции»).
Книгу читала в рамках игры Долгая прогулка (декабрь 2024, основное задание), команда "Укротительницы книжных психоделических драконов", а также для игр в МОПСе
Комментарии
Набоков не ценил Т. Манна. В частности, Смерть в Венеции.
К сожалению, "Дело Артамоновых" не читала. Я тут осознала, что у меня Горький прочитан только в рамках школьной программы. Это, конечно, упущение. Надо исправлять).
Про "Смерть в Венеции" слышала, что достаточно скучно, но все-таки хочу проверить это на себе. Уж очень понравились романы. Хотя, новелла - это, конечно, совсем другое.
А Набоков и Достоевского считал дурновкусным, и прошелся по поводу Хемингуэя и пр. Отношение писателей к творчеству друг друга, мне кажется, вообще отдельная очень сложная тема)))) (на ЛЛ даже тесты по этому поводу есть). Как пример - то, что пишет Маяковский о творчестве классиков, в частности, Толстого. Это весьма занимательно)))))
.