Больше рецензий

zorna

Эксперт

Глажу котиков

16 марта 2015 г. 22:17

221

3.5

Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и характеризуемый...
• Случается, что, знакомясь с новым автором, не всегда сходу прыгаешь в интырнеты, чтобы отыскать его биографию или информацию о той эпохе, в которой он жил. Даже раздобыв эти сведения, не всегда до конца понимаешь, что это было за время. Получается, что перед книгой нужно пролистать еще пару книг, чтобы полностью быть в курсе, — но как же найти на все время? Случается, что хочется получить впечатление от книги (произведения) и только от нее, ничем не замутненное, чистое впечатление.
Какое впечатление производят книги Саган?
Глубокое одиночество и чистейший эгоизм. Возведенные в абсолют одиночество и эгоизм. В то же время — это легкий, понятый язык, оплетающий сознание, словно тончайшее кружево, поэтичный и эмоциональный.
...быстрым темпом и сложными импровизациями...
• Что нового можно узнать о писательнице? Прочитав хотя бы пару ее книг (на моем счету как раз две + экранизация), полезно узнать, что Саган также писала пьесы для театра и сценарии для короткометражек. Одна из них была отмечена призом в Каннах, а сама она председательствовала в жюри МКФ 1979-го, когда "Апокалипсис сегодня" и " Жестяной барабан" получили золотую пальмовую ветвь. Кроме того, она пыталась писать статьи о кино, но надолго ее не хватило — слишком много приходилось просматривать не самых лучших образчиков. А еще написала биографию — "Дорогая Сара Бернар".
...основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии.
• Книгу Лельевр отличает некоторая сумбурность и неровность повествования. С самого начала автор предупреждает, что четкой хронологии ждать не следует, но так или иначе она обращается к ней (что, конечно же, неизбежно при написании биографии). Лельевр встречалась с друзьями, поверенными и прислугой Саган, с некоторыми как будто даже подружилась. В книге много и ее собственных ощущений и впечатлений, полученных во время этих встреч и визитов в дома, связанные с Саган. Иногда это весьма интересные моменты, более связные и завершенные, чем ее рассуждения о жизни Франсуазы и ее друзьях, издателях, любовниках и любовницах.

Саган пишет точно, легко, поскольку любит литературу безотчетно, чувственно, как любят близкого друга.

Боп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем».
• Самые интересные главы— анализ стиля Саган и описание многочисленных домов, где она обитала - в Каржаке и Экемовиле. Взаимоотношения с друзьями — им она отдавала себя и свои деньги щедро, в основном потому, что совершенно не могла находиться в одиночестве, не могла спать одна. Это создает образ слабой, но своевольной девочки, желающей, чтобы все происходило согласно ее желаниям, чтобы никогда не было скучно и одиноко. В то же время одиночество с книгой в кровати — излюбленное времяпрепровождение Саган с детства.

Когда в соседней комнате творится настоящий бедлам, одиночество особенно желанно.

Солисты в своих импровизациях использовали диссонансные к тональности ноты, создавая музыку более экзотическую, с более острым звучанием.
• Ставшая знаменитой в 18 лет и купив "Ягуар" на первый гонорар, приобщившись к праздной жизни (потомок дворянского рода, она и так не была приучена к работе, с детство ее баловали), она будто бы на всю жизнь осталась в этом юном возрасте. С удивлением я узнала, что уже свой первый роман "Здравствуй, грусть" она писала, потихоньку лазя в винный шкаф родителей и закидываясь транквилизаторами. Дальше — хуже. Наркотик за наркотиком: дорогие машины, скорость. Алкоголь в огромных количествах, после аварии — опий, после обнаружения кисты — кокаин, героин. Бич послевоенной эпохи — доступность наркотиков (препараты с наркотическими веществами считались лечебными), сгубивший и Саган, и Бриджит Бордо, и Ива Сен-Лорана: те же наркотики, те же средства от них (по сути, пересаживавшие на другие наркотики), те же лечебницы.

Интеллект занял все её существо. Она очень мало ела и компенсировала это - как бы подпитывала свой организм - тем, что читала, работала над книгами, играла в кункен и поглощала психотропные вещества.

Музыканты бибопа превращали джаз в такую художественную форму, которая обращалась более к интеллекту, чем к чувствам.
• Вынуждена признать, после прочтения столь оригинальной биографии у меня так и не сложилось завершенного облика писательницы. Есть отдельные штрихи характера или пристрастия (разной степени силы или проявлености), которые добавляют объема ее образу. Конечно, в книге множество фактов, множество имен. Лельевр описывает эпоху с ее характерными чертами, и становятся понятно, что Саган — дитя своего времени и в чем-то рупор своего поколения — послевоенного, избалованного, жаждущего веселиться и бездельничать, отрешаясь от ужасов войны всевозможными способами. Нельзя отказать Саган в некотором остроумии. Но тщетно я искала нечто великое в писательнице — нашла только измученную женщину, достойную жалости, но не восхищения.

Комментарии


Какое интересное совпадение: только сегодня дочитала книгу про поколение бибопа. :)


Мне вот с образом жизни Саган отлично проассоциировалось - в книге упоминается, а я еще и послушала)


И как Вам?)


Интеллектуальная музыка, как и было сказано (с) :))
Вообще довольно интересно, но неоднозначно. Как будто больше техники в ней, чем души.