Больше рецензий

15 марта 2015 г. 20:19

209

4

О тайны тёмных коридоров и монастырских залов! Сколько же вас там, холодных, гулких, беспощадных, жестоких, отвратительных!

Деревянными чётками по заднице

О чём эта книга? О религии? О бедности? О классовом неравенстве? О мятеже духа? Наверное всё же о религии. Почему? Что ж, зайду издалека.

Подобные книги я называю "шолоховщиной", надеюсь понятное сравнение. Но эта хоть и отдаёт подобным, но значительно, значительно меньше, чем я ожидал. Всего-то отчим, ходящий на "какие-то рабочие собрания", ненавистный Пилсудский, да презренная старая аристократия - словом, почти ничего о Светлом Коммунизме. И это плюс.

А вот религия да, она бичуется во всю. С одной стороны понятно, что Новая (социалистическая) Польша (книга 50-х, не забываем) - это де юре атеистическая страна, поэтому религии - бой! Но всё таки тут сквозит личная ненависть автора, и хочется надеяться что это искренне, а не в угоду времени, иначе, как я уже говорил, "шолоховщина". Пояснил?

Теперь немного о сюжете - их три, и все, ясно-понятно, автобиографические: и несмотря на мой вердикт они о бедности (о милосердии к бедным + о бунте бедных + о безысходности бедных) - всё это я попытался представить в виде уравнения, где за скобки вынес суть. Давно уже установлена связь - чем беднее (материально аль духовно) - тем религиознее человек.

История на первый взгляд банальна: бедного ребёнка отдают на прокорм в приют. Но что это за приют? Религиозный! Я не знаю, есть ли у нас сегодня подобные приюты, но тот, который описан в книге точно повторяет наши, обычные. Недоедание, телесные наказания, страх и склоки между воспитанниками (воспитанницами в данном случае) - всё это можно видеть и сегодня, несмотря на то, что страны и времена разные.

И ведь можно подумать, что за двадцать лет, прошедшие после обретения Польшей независимости от "тюрьмы народов" они так и не оправились, и в стране действительно плохо с продуктами. Поэтому воспитанницы недоедают, ан нет!

"И кто бы остался равнодушным к блюду, на котором расставлены самые всевозможные кушанья, приготовленные руками набожной монахини для ксендза?! Разве можно быть равнодушным к булочкам с маком и орехами, к лоснящимся жиром желтым и белым кусочкам сыра, к мёду, колбасе и бисквитам, к домашнему творогу и сметане, к вареньям, излучающим такие неземные ароматы, словно птицы принесли их в своих клювах прямо из райского сада?!."

Это описание обычного завтрака ксендза, в то время как все дети ели гнилую картошку и постный суп. И я бы простил, если бы потчевали, скажем, заезжего депутата или члена какого-нибудь комитета (авось перепадёт приюту, не всё же в лапу директора), но лицемерие святош мне противно. Как можно верит в Бога, когда у тебя в желудке пусто, а лицо батюшки шире телевизора? К депутатам-бюрократам это тоже относится, но они хотя бы частично приносят пользу, а что делают продавцы опиума?

Детей не обмануть, если им показать всё, как есть, т.е. не пичкать историями о Христе, а показать, как служители Христа живут сами: "Ты знаешь, я уже перестала верить в бога. Столько лет мне силой вбивали его в голову, в сердце, в уши, что мне всё это надоело."

Да похоже и сами служители Христа это понимают

"– Я не вынесу! Снова будут эти маленькие жертвы, размышления на религиозные темы!..
Монахиня долго молчала.
– Если бы мы не занимали всё ваше время именно этим, то бог весть, что бы вытворяли вы. Вы требуете того, чего приют не может вам дать. Зачем же плакать? Всё пройдет…"

Вот оно! Терпение, дитя, только терпение.

P.S. Это только одна история, про другие две не буду спойлерить, скажу лишь что вторая понравилась мне больше всех. Вот так.

Книга прочитана в рамках игры "Школьная Вселенная"