Больше рецензий
11 декабря 2024 г. 00:51
111
4.5 - Именно они всегда проигрывают...
РецензияЗаглавная фраза "Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер" звучит в романе несколько раз по отношению к двум героям Элиоту Розуотеру и Фреду Розуотеру.
Элиот Розуотер - представитель "старых денег", наследник огромного состояния, которое сколотили его предки и самому Элиоту делать ничего и не надо, деньги делают деньги. Еще до рождения Элиота его отец сенатор Листер Розуотер передал управление семейным капиталом адвокатам и банкам, по их совету был учрежден специальный Фонд
Об унаследованном им состоянии, о тех обязанностях, той ответственности, которые на него возлагало его богатство, Листер думал примерно столько же, сколько любой человек думает о большом пальце на своей левой ноге. Этот капитал его и не трогал, и не интересовал, и не беспокоил. Он с легкостью отдал девяносто пять процентов этого капитала Фонду
После второй мировой войны, на которую Элиот Розуотер ушел добровольцем, бросив университет (тревожный звоночек!), Элиот стал президентом Фонда с очень широкими полномочиями. Все думали, что Элиот будет жить, как отец, в свое удовольствие, тратя деньги (которых просто куры не клюют), поддерживая благородный имидж семьи. Первое время так и было
С 1948 по 1953 год Фонд Розуотера израсходовал четырнадцать миллионов долларов. В благодеяния Элиота входила и постройка клиники для контроля рождаемости в Детройте, и покупка полотна Эль Греко для музея города Тампа, штат Флорида. Розуотеровские доллары шли на борьбу с раком, с психическими заболеваниями, с расовой дискриминацией, произволом полиции и другими бесчисленными бедами. Фонд помогал университетским профессорам искать истину и покупал все прекрасное, не стесняясь в цене.
Никто и не подозревал, что Элиот получил серьезную психологическую травму на войне, которая, в конце концов, в совокупности с тараканами, которые и раньше жили в голове Элиота, вылилась в злоупотребление алкоголем, в сумбурные левацкие идеи, в решительное отторжение образа жизни мультмиллионера и заботе о "лишних людях".
Здесь есть некоторые пересечения с биографией автора Курт Воннегут - Механическое пианино (1952 год), который написан в жанре социальной фантастики. В Курт Воннегут - Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер (1965 год) Воннегут продолжает двигать свои гуманистические идеи в трагикомической форме.
. Биографию можно прочесть в Википедии, я же хочу заметить, что автора явно очень волнует судьба "лишних людей", не умеющих приспособиться к быстро меняющимся экономическим условиям, не вписавшимся в жесткую капиталистическую действительность. Эта тема определенно прослеживается в первом романе Воннегута"Лишним человеком" ощущает себя и Фред Розуотер, дальний родственник Элиота. Две семейные ветви давно разошлись и не поддерживают контакт. Фред Розуотер продает страховки в приморском курортном городке, еле-еле сводя концы, его жена игрушка в руках богатой "подружки" лесбиянки.
Связующим звеном между двумя Розуотерами, персонажем, двигающим сюжет, является ушлый юрист Норман Мушари, который видя, что творит Элиот, и учитывая, что у того нет детей, решает отстранить его от управления фондом, объявив недееспособным. Тогда президентом Фонда станет Фред, которого Мушари обрабатывает. При смене власти в Фонде у Мушари появятся возможности половить рыбку в мутной воде и серьезно повысить свое благосостояние.
Роман небольшой, увлекательный, много юмора, читается легко и быстро. Курта Воннегута и его героя Элиота Розуотера очень огорчают жестокие реалии свободного предпринимательства. В романе есть момент, когда люди "с вершины холма" смотрят через окно приморского ресторана на работающую семью рыбаков (малоприятных людей, зарабатывающих кусок хлеба собственными руками) и следует такой текст
– Настоящие люди уже не зарабатывают на жизнь таким способом. Эти три романтика устарели так же, как Мария Антуанетта, со своими фрейлинами, доившими коров. И когда против них возбудят дело о банкротстве, – через неделю, через месяц, через, год, – они поймут, что в экономическом отношении они никакой ценности не представляют, разве только как живые картинки для рекламы моего ресторана.
Надо отдать справедливость Зайке: он вовсе не злорадствовал по этому поводу:
– Теперь конец всякой кустарщине, люди, гнущие спину над работой вручную, никому больше не нужны.
– Но разве такие люди, как Гарри, не выходят всегда из всего победителями? – спросила Каролина.
– Именно они всегда проигрывают, – сказал Зайка. Он снял руку с плеча Аманиты. Он оглядел свой ресторан, кивком указал Аманите, сколько у него посетителей, как будто предлагая ей сосчитать их. Мало того – он словно просил их обеих – разделить его презрение к другим его клиентам. Почти все они были богатыми наследниками. Почти все жили на капиталы, накопленные не знаниями, не трудом, а добытые всякими махинациями и охраняемые законом. Четыре разжиревшие, тупые дуры, богатые вдовы в мехах, гоготали над непристойной шуточкой на бумажной салфетке.
– Вот и глядите, кто победители, а кто побежден, – сказал Зайка.
Собственно, этот диалог - квинтэссенция того, против чего протестует Элиот Розуотер, об этом у него болит душа. Элиот пытается немного подправить жестокие экономические законы реального мира, пытается немного помочь простым людям "просто так", и именно поэтому некоторые считают его сумасшедшим, но, возможно, это так и есть.
Игра "KillWish" тур 14 №26
Игра в классики