Больше рецензий
8 декабря 2024 г. 03:13
1K
5 Улицы и дома города были живыми и питались душами своих обитателей
РецензияМагический реализм непревзойденного уровня, портрет Барселоны - мрачной, готической, обуреваемой страстями под натисков гроз и штормов. Сафон дает портрет города 20-х годов 20-го века: вечностроящаяся Саграда Фамилия; заброшенные шедевры Гауди в парке Гуэль; павильоны Всемирной выставки на горе Монжуик и только что открывшаяся канатная дорога; блеск и богема Раваля, соседствующая с трущобами буквально за углом. Мне хватило первого знакомства с творчеством автора, чтобы восхититься этим городом; встреча с ним (городом, не писателем) вживую только укрепила этот восторг. Его Барселона - живая, она влюбляет в себя и сводит с ума; она изобилует монументальными особняками, осколками шикарного прошлого, которые зарастают пылью и хранят скелеты в шкафах. Буквально. Постепенно город меняется, вскрывая свое темное нутро, даже сама погода становится пугающей:
Полагаю, что древняя душа Барселоны, темная и тревожная, рано или поздно просто обязана найти отражение в небесах.
Я могу бесконечно пытаться пересказать этот портрет, но вряд ли кто-либо еще может скопировать блестящий саркастично-возвышенный слог автора или так показать этот город. Барселона Сафона - главный герой большей части его книг, а все истории и персонажи второстепенны самому городу. И, разумеется, только здесь и может находиться Кладбище Забытых Книг, в котором среди тысяч фолиантов хранятся книги, способные развязать Мировую Войну или уничтожить человечество. Среди того множество книг, которые я прочла про все возможные магические библиотеки, цикл Кладбища самый реалистичный и, одновременно, самый пугающий. Потому что самое большое зло - это люди, а книги - способ этих людей распространить свои идеи, совершенно разного морального тона, на весь остальной мир:
Рано или поздно слово становится плотью, а плоть истекает кровью.
Вы должно быть уже заметили, что я восхищаюсь Барселоной и идеями автора, но ни слова не говорю про сюжет, героев и даже про то, что книга - вторая в цикле. Это потому, что я уже прочла первую и она мне не понравилась. При всем уважении к умению автора персонализировать огромный город и сделать его полноправным участником сюжета, сами сюжеты иногда уходят не туда. Особенно меня воротит от его любовных линий, к которым и в данной истории у меня возникло много вопросов. Но здесь хотя бы обошлось без странных постельных сцен и бесконечных беременностей каждой героини, едва достигшей половой зрелости (и на том спасибо). В любом случае, части серии можно читать независимо, и хотя косвенные связи между героями есть, они по большей части локационные и каждая книга самобытна.
История Давида мне понравилась. Не без шероховатостей, разумеется, но она интересна. Это история гениального творца, который заключит сделку с дьяволом (или Ангелом тьмы, как вам угодно) в меньшей мере ради сохранения своей жизни, в большей - из тщеславия. Ангел закажет книгу, можно сказать, Библию Сатаны, которая способна заставить людей слепо верить в необходимость саморазрушения и убийства себе подобных. Давид примет вызов, только постфактум обнаружив, что он далеко не первый в череде ремесленников от дьявола. Это довольно мрачный роман, в котором автор делится многими своими личными мыслями о природе религии и власти, которую она дает:
Любая доктрина, начиная от богослужения и заканчивая нормами и табу, создается бюрократией.
При всей моей любви к этому роману, не могу умолчать о том, что женщина всей жизни Давида, Кристина, бесила меня невероятно. Невнятная героиня с патологической тягой к страданию и самоистязанию, и я просто не понимаю, чем могла привлечь писателя. Она сыграла роль его большой личной трагедии аж трижды, но сделала это намеренно; что противоречит всем ее уверениям в большой и светлой любви. На ее фоне Исабелла - невероятный заряд энергии и глоток свежего воздуха, гораздо больше соответствует Давиду. Но сюжету не хватало любовных страданий, поэтому линии вышли такими, как их задумал автор, проигнорировав факт, что пары плохо сочетаются друг с другом. В целом я признаю, что только такая личная драма и могла привести героя к катарсису, поэтому закрываю глаза на бесхребетность Кристины.
Мне так же кажется, что в попытке автора приписать Давиду моральных страданий, он чуть промахнулся с реалистичностью последнего. Его образование, вернее отсутствие оного, не соответствует текущему уровню интеллекта. Допустим можно принять за данность, что он оказался талантливым самоучкой, но как Давид мог прочесть Lux Aeterna своего предшественника, написанную на пяти разных языках, один из которых древнееврейский? Как много человек в мире вообще может определить, что текст написан на древнееврейском? Уж точно не парень из трущоб Барселоны, который даже школу не окончил. К тому же, как он позже сам признается, он не говорит даже на французском языке, который в Испании начала 20-го века был, судя по всему, вторым по употреблению. Я даже не обратила бы внимания на эти выбивающиеся мелочи, если бы книга в целом не была так хороша. Однако я прощаю ей шероховатости сюжета за потрясающие описания города и погружение в книжную магию.
Книгомарафон (декабрь 2024)
Комментарии
Удивительный цикл. Каждая последующая книга лучше предыдущей, на странность любовных линий перестаешь обращать внимания, зато сам влюбляешься в барселонскую атмосферу...
Когда я ездила в Барселону, то брала для атмосферы с собой "Марину" и это был невероятный опыт. Думаю с этим циклом опыт погружения может быть абсолютно магическим. Эх, теперь я хочу в Барселону
(⋟﹏⋞)