Больше рецензий

ZAV

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2015 г. 18:53

1K

5

Именно с этой книги началось мое знакомство с Гюнтером Грассом. Первые две части романа публиковались в свое время в "Иностранной литературе". С первых же страниц произошло глубокое погружение в повествование. Это странно, но Грасс буквально заворожил меня, а ведь он писал далеко не о чем-то приятном. Через несколько лет мною было приобретено четырехтомное собрание сочинений, включающее роман целиком, который я с удовольствием перечитал/дочитал.
Первые две части романа посвящены зарождению зла. Зло у Грасса не приходит ниоткуда - его частички культивируется буквально каждым индивидуумом. Зло зарождается из мелочей при содействии маленьких людей. Символическим носителем зла становится у Грасса девочка Тулла. Из этой концепции зарождения зла Грасс выводит концепцию всеобщей вины. Осознанию и искуплению вины посвящена третья часть романа.
Язык Грасса очень специфичен. Роман наполнен массой гротескных образов (собаки, пугала и др.) Иногда образы выходят на первый план, затмевая собой героев романа. За каждым, казалось бы незначительным, даже неосознанным действием, автор видит нетривиальную мотивацию героя.
Пожалуй, такой язык придется по нраву далеко не всем, но вот меня зацепило.

P.S. Вспомнил я об этом романе не случайно. На днях посмотрел фильм Бертолуччи "XX век". Фильм, в том числе, и о зарождении фашизма в Италии. Два героя - не менее странная парочка, чем Вальтер Матерн и Амзель. Вообще у Бертолуччи и Грасса есть общие художественные приемы, в т.ч. дозированное использовано натурализма и раскрытие темы, доведение до читателя/зрителя через детали, мелочи. Будь то ножик в руках Амзеля или член героя Депардье в руках проститутки.