Больше рецензий

6 декабря 2024 г. 00:55

85

3 Красивые варяги и мелкое хамство

Всегда любопытно почитать гендерную рефлексию, которая косплеит жанровую литературу -- неважно, как это написано, пусть даже и по-дурацки. В этом случае даже интереснее, потому что это довольно развлекательно -- видеть, как из мага-детектива Макса Фрая просвечивает блогерша-неформалка, или как женщина, сквозящая из Волкодава, откровенно любуется и им, и другими мужчинами через его глаза (они там все у него очень красивые, усатые, видные женихи, а вот кнесинка всего лишь условно "ослепительная"... была, пока её срочно не одели). И всё происходящее, если и не погружает меня в историю, по крайней мере развлекает примерно тем же, чем меня развлекает моя любимая картина "Ночной дозор" Рембрандта, где посреди отряда народной милиции почему-то идёт девочка с корзиной продуктов (и почему-то светится), в то время как сами они не могут управиться с собственными ружьями, а тень от руки капитана падает на промежность лейтенанта (это не я придумываю, про это пишут книги).

Но вообще... Мне ещё предстоит познакомиться с чем-то ещё у Урсулы Ле Гуин, кроме Волшебника Земономорья и бессмертного эссе о сумках, членах и кроманьонцах, но даже по всему этому безошибочно угадывается масштаб (отлично обоснованных) обид и претензий Ле Гуин -- к обществу, к мужчинам, к литературе. А у Семёновой, которая вполне могла бы стать, видимо, такой нашей русской Ле Гуин, но с (красивыми) варягами и айкидо, всё какое-то мелкое, какие-то хамские бандюки там-сям, все так и ждут, как бы Волкодава обозвать в спину, хотя при этом вроде боятся его до дрожи в коленях, бояре специально стоят, чтобы Волкодаву неудобно было, Варварушка какая-то тупоумненькая, которая не то что кнесинка, самозащите у Волкодава не учится -- кстати, об этом. Не соглашусь с теми рецензиями, которые обвиняют Семёнову в мизогинии, по крайней мере того типа, когда женщина должна знать своё место и прочее кухня-дети-церковь. Скорее, всё наоборот -- это не мизогиния образца "мудрожественность", это "пикми-гёрл". Я это ещё с Валькирии заметил.

Если бы у меня хоть на что-то было время, я бы нет-нет, да и вернулся Валькирию навестить. Она, может, и была пикми-гёрл, в неё тоже почему-то влюблялся каждый мужик, мимо которого она проходит со своим тяжёлым взглядом, но в ней и погружение было соблюдено как-то аккуратнее (я о том, что, наверное, имя какого-нибудь Лучезара могло бы встретиться в Слове о Полку Игореве с точки зрения меня, обывателя, но большинство имён не выглядят славянскими, варягскими, византийскими, или кто там ещё мог бы быть в славянском сеттинге. Они выглядят так, как будто Семёнова кого-то приёмом айкидо лицом на клавиатуру уронила. В итоге самое восточно-славянское в книге -- это когда они там в конце все волнуются, что им визу в Валинор не одобрят), а ещё она не была написана как псковское порно и обошлась без "дезинфекций". (Там ведь ещё и не было этих кошмарных стихов, или у меня память стёрла их как травматичные воспоминания? Я вообще думал, что могу оценить высоко любой стих, если его прочитает хороший чтец, но то, как бедный Олег Новиков пытался вытянуть эти частушки, было настолько плохо, что даже по-пародийному забавно).

Goodreads