Больше рецензий

5 декабря 2024 г. 18:03

38

3 Триллер не триллер, если не страдает кто-то безответный?

Свежая история от Джона Маррса по вселенной книг «The One. Единственный», «Пассажиры» и Marriage Act.

Корпорация, продвигающая идею о поиске партнера через совместимость ДНК, поднялась на ноги после сокрушительного скандала, и теперь более шестидесяти процентов людей планеты пользуются их услугами. Установка датчиков измерения семейного благополучия в домах предоставляет налоговые льготы, и в этом мире косо смотрят на родителей-одиночек, ведь только полная семья может воспитать полноценную личность, да и в условиях экономического кризиса и перенаселения планеты заводить ребенка одному, когда не каждая семейная пара может – кощунство.

Вот в таких условиях некая корпорация, специализирующаяся на разработке ИИ (и с ней будет связан прямо-таки мощный сюжетный поворот), придумывает реалити-шоу, где за определённую плату можно круглосуточно, без купюр, наблюдать, как отобранные участники (несколько пар и одиночка) живут и воспитывают в виртуальном мире сверхреалистичных виртуальных детей. Первый месяц родители занимаются новорождённым младенцем (крики, смена пеленок, кормление прилагается), в следующем месяце их детям уже по два года, через месяц – по пять и так далее, до совершеннолетия ребенка. Каждый месяц зрители выбирают какое-нибудь испытание для заранее заданных участников, и, нужно отметить, зрители в этой вселенной избытком эмпатии не отличаются. И так как это у нас Джон Маррс, а он любит ввернуть полемичные темы, помимо ЛГБТ пары, мужчины здесь проходят через электростимуляцию для понимания родовых мук и носят накладные груди, дабы также участвовать в кормлении ребенка.

Победитель получает возможность завести ребенка в реальном мире и оставить своего виртуального. Дети проигравших распыляются без возможности восстановления. Учитывая присущую нам черту привязываться к тому, что нам нравится, не все участники воспринимают это спокойно, но и не все участники приходят в реалити-шоу ради возможности завести ребенка. Одни там только ради монетизации, другие пришли по желанию своего партнера, а некоторые – ради трансляции настоящей, чудовищной правды о «Семейном Эксперименте» и того, что понадобилось сотворить, чтобы этот эксперимент состоялся.

Книга выстроена так, чтобы читатель не заскучал: короткие главы с неожиданным твистом, вырезки из статей, пропагандистские лозунги, чаты подписчиков, реклама, интервью с участниками – стиль повествования постоянно меняется, но все гармонично структурировано, и читается очень легко.

Тем не менее, ни один из персонажей не вызывает хоть какую-то симпатию. Герои в книге со своими грешками, тайнами, о которых не подозревает даже их партнер. Их поступки обусловлены чем угодно, но только не любовью к своему партнеру и желанием создать с ним настоящую семью. По-хорошему, им бы всем в кабинет психотерапевта, но психотерапия во вселенной Джона Маррса отсутствует как класс, поэтому и получается у героев то, что получилось. Если все же выбирать хоть кого-то выделившегося, так это Кэдмена: у него было что-то вроде развития как личности. В конце он сумел побороть свои манипуляторские наклонности и дать Габриэлю возможность найти себя.

Вообще я заметила, что персонажи у Джона Маррса, по большей своей части, шаблонные и совсем не уникальные: поменяй местами героев из Marriage Act и Family Experiment, сюжет не пострадал бы. Персонажи – лишь инструменты для продвижения сюжета вперед, какой психологизм и раскрытие личности, о чем вы?

Но самое слабое звено в книге, на мой взгляд, сама идея обучения ИИ именно тем способом, каким его придумали в книге. Она совершенно несостоятельна и создана лишь для нагнетания зрелищности и эмоций. Достоверность данных в тех условиях, в каких они были получены, сомнительна, необоснованная затратность – очевидна. Куда разумнее было бы выплачивать бедным семьям какое-нибудь пособие за предоставление информации, и она была бы настоящей, так как жизненный опыт был бы получен исходя из проживания в, так сказать, естественной среде. И к чему эта намеренная жестокость по отношению к детям в самом начале книги – зачем это? Ради чего? Триллер не триллер, если не страдает кто-то безответный?

В общем, книгу разок прочитать можно, если заранее принять все условности сюжета и впереди скучная поездка. Ну и поклонникам Джона Маррса сюда тоже прямая дорога.