red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2015 г. 09:44

753

4.5

Простая вроде бы метафора о человеческой жизни как реке, доведенная до странного абсолюта, с вогулами и млением. Многослойный, как торт «Наполеон» из тысячи листов, роман Иванова затягивает. Он похож на хороший сухой херес, терпкий, с неожиданным послевкусием.

Сначала автор ошарашивает вас многоэтажной терминологией, следуя завету Ивана Ефремова из « Таис Афинской » - погрузить читателя в реалии места и времени действия, заставить пережить культурный шок, а потом сделать для него все эти льяла и ургаланы привычными вещами.

Сам Осташа, напоминающий юного мастера-колокольщика из «Андрея Рублева», которому батя не открыл секрета, мечется по Чусовой вверх-вниз, подчиняясь суровому замыслу автора раскрыть перед нами новую «энциклопедию русской жизни», не имеющую никакого отношения к дворянскому быту. Раскольники, никонианцы, кабаки, артели, строительство барок, инородцы, бабы, скиты – все пронесется перед нами всего за год, подготовив Осташу к делу всей его жизни – сплаву по Чусовой.

Иванов еще раз убедил меня в том, что непрямой путь чаще самый правильный. Его мрачноватый рассказ о сплаве чугуна по Чусовой расскажет вам об экономике России времен Екатерины больше, чем сам Кулишер в « Истории русского народного хозяйства » и курсы истории экономики в профильных ВУЗах.

Если вам интересен не только текст, но и география, при чтении книги всегда держите под рукой карту, и вы вместе с караваном барок понесетесь на северо-запад от Ревды к Каме, почувствуете все эту кровеносную систему рек, по которым уральский чугун тёк в европейскую Россию.

Жаль, что в конце книги нет списка использованной литературы, как это принято в академических изданиях. Мне стало безумно интересно, откуда Иванов почерпнул все эти поистине энциклопедические сведения о бытовой магии и суевериях. Вся мощь описания «верхнего (и нижнего) мира», вся эта мутация угро-финских верований в страшные русские сказки, вогульская жуть, эпический, невероятный Ермак-мракоборец, былинный богатырь. Просто продирает, заставляет поежиться и содрогнуться от скрытого древнего ужаса.

Комментарии

Спасибо за рецензию!

Я, в свое время, тоже пережил "культурный шок", читая "Золото Пармы", в итоге не до конца прочувствовал книгу. Но теперь уже, после Яна и Акунина, понял, что Иванов также на высоте. Так что, выражусь дозоровским сленгом, после твоей рецензии я "слышу зов" Алексея Иванова! :))

+3 12.03.15

Если помнишь, я ощутил этот зов после МФМ по тайге, прямо потянуло еще раз прочитать. А какого Яна ты имеешь в виду?

+1 12.03.15

Да, хороший зов!

А какого Яна ты имеешь в виду?

Василия конечно. Первую книгу трилогии по монголах недавно читал.

+1 12.03.15

Я так и подумал. Читал первую много лет назад, надо бы освежить.

+2 12.03.15

Да, замечательная книга. Хочу тоже продолжить чтение цикла

+1 12.03.15

Помню, как сильно взяла книга, но, кстати, я до конца ее не смог дочитать, что-то придавила она на каком-то этапе. Слишком тяжелая реальность. Как было, как есть.

0 14.03.15

Настоящий магический реализм, куда там латиноамериканцам. Самое интересное, что я не помнил финала, он стерся из памяти, именно последние страниц 30.

+1 14.03.15

С этой книги для меня началось знакомство с творчеством А. Иванова. Книга очень понравилась. Но вот, если кто хочет почитать про сплав с реализмом, но без всякого "магического", очень советую покопаться в Мамином-Сибиряке.

+2 19.03.15

Спасибо, интересная наводка. С Маминым-Сибиряком я совсем не знаком, в каком произведении (или произведениях) есть про сплав?

+1 19.03.15

Мамин-Сибиряк про сплав по Чусовой. Русские очерки, том 2, если не вру. Отличная вещь.

+1 06.04.15

Можно почитать , например его "Бойцы". PS: Сорри за поздний ответ. Захожу сюда не часто, а почту с уведомлениями проверяю ещё реже.

+1 26.03.15