2 декабря 2024 г. 23:32

274

4 "Смотри на бублик, а не на дырку в нем"

Известный американский режиссер Дэвид Линч ("Человек-слон, "Твин Пикс" и др.) написал небольшую книгу, в которой тот размышляет о медитации, творчестве и кинематографе. По факту мы имеем перед собой сборник эссе, где постановщик непринужденно болтает с читателем, одаривая последнего терапевтическим эффектом. Здесь сразу нужно понять то, какого результата ожидаете от разговоров с ним лично вы?

Если вам захотелось послушать о релаксации и йоге, то проходите, присаживайтесь, будьте как дома. Линч уже тридцать лет как этим всем занимается, так что в данном плане к старику можно прислушаться. Нельзя сказать, что он раскроет чакры, очистит карму или приоткроет божественный замысел, но в какой-то степени зачарует собственным примером, как достичь той или иной степени нирваны.

Не забывайте о том, что Линч остается художником, а такое, знаете ли, накладывает на человек отчетливый след. Осторожно ступая по пятам режиссера, мы можем пройти почти весь его путь, от начала и до конца, с самого первого его фильма в карьере и заканчивая нашими днями. Больших откровений лучше не ждать, по крайней мере, так будет честно по отношению к собственной персоне. Ведь Линч и не обещал ничего такого.

Это просто сборник эссе, в которых маэстро затрагивает волнующие его темы и вопросы, что для некоторых читателей кажется довольно скучным и пресным. Дескать, старик, и вот это все? Стоило ли вообще нагонять тумана? О да, стоило, и еще как! Жизнь любого творческого человека весьма интересна, потому вокруг них существует некая аура, столь притягательная для обычного люда.

Линч зовет нас за собой, чтобы мы воочию увидели его детские годы, юношество, первые шаги в режиссуре, удачные проекты и мощные кассовые провалы. Казалось бы, после той же "Дюны", как пишет сам Дэвид, он обязан был покинуть свое ремесло, но ему хватило сил, чтобы продолжить и снимать кино дальше. Конечно, в чем-то постановщик благодарен не только медитации, но и близким друзьям, а также удачно сложившимся обстоятельствам.

Основной смысл его книги заключается в том, чтобы люди искали идеи внутри самих себя. Дескать, даже ты можешь поймать удачу за хвост, если попробуешь слушать собственное сердце и следовать за интуицией. Мы должны научиться нырять на глубину, ведь именно там водится крупная рыбешка. Линч машет нам рукой и кричит, мол, не засиживайтесь на мелководье, а то иначе ничего не поймаете.

В его словах кроется большой резон, ибо удача любит смелых и терпеливых. Под лежачий камень вода не течет. Да и не ошибается только тот, кто ничего не делает. Стал бы Линч тем, кем он является, если бы в свое время плюнул на "Голову-ластик" и уничтожил негативы? А ведь он потратил на дебютный проект целых пять лет, что ему потом окупилось сторицей. Сам Стэнли Кубрик признавал, что это его любимый фильм.

Да, после такой похвалы, говорит Линч, можно спокойно умереть, но здесь он, конечно же, лукавит. Ему же свойственна самоирония, поэтому читатель должен научиться улавливать эту тонкую грань сарказма, юмора и серьезного тона. Перед вами находится режиссер, добившийся в арт-хаусе немалых высот, так давайте-ка выслушаем его, узнаем немного подробностей из-за кулис кинематографа. Нам ведь туда вход заказан, а тут такой собеседник!

Линча приятно слушать, потому что тот не зудит и не читает моралей, а просто поясняет за жизнь. Был вот там, ездил туда-то, познакомился с тем-то и помог тому-то. О себе он тоже не забывает, но зачастую режиссера волнуют куда более насущные вопросы, например, оказание помощи детским школам, где уровень насилия превышает все допустимые нормы, ради чего даже открыл собственный фонд.

Это не так уж и плохо, верно? Так что не стоит ворчать по поводу того, что книга оказалась столь малой по формату и содержанию. Как известно, краткость - сестра таланта, чем Линч охотно пользуется. Сказано все по существу, диалог с читателем более-менее построен, а там уж сам смотри, хватило тебе или нет. Иногда вопрос может остаться и без ответа, так что лучше постарайтесь углубиться в проблему сами.

Итог: "Поймать большую рыбу", естественно, может понравиться не всем, но всегда отыщутся те, кто найдет в этой книге что-то сугубо личное. Книга носит оздоровительный характер, будто мы сидим со старым другом, попиваем крепкий виски и любуемся вечерним закатом. Иной раз хочется именно этого, когда все спокойно вокруг и не надо никуда спешить. Ведь как гласит старая поговорка, лучше смотреть на бублик, а не на дырку в нем.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!