Больше рецензий
2 декабря 2024 г. 10:23
291
4 Доступно изложенная история, в связи с формированием ранних иудейских текстов
РецензияНе так давно осилил это произведение. В целом, доволен книгой, с одной стороны достаточно популярно и понятно, с другой стороны глубоко, с позиций современной науки, книга излагает становление иудаизма, точнее его ранней версии, пока ещё не в привычных нам религиозных формах. В этом смысле это, конечно книга-реконструкция исторического процесса. В научном смысле этого слова, описывающая формирование иудейских текстов и религиозных норм в историческом контексте той эпохи - 2,5-4 тысячелетней давности.
В общем, основной компромисс ученых по этому вопросу состоит в том, что иудаизм, даже ранний в своей основе был сформирован и кодифицирован позже, уже после вавилонского пленения. Поэтому автору как ученому похоже проще здесь формулировать свои интерпретации исторического процесса, как он его понимает именно как ученый, а не религиозный догматик, описывая раннюю иудейскую историю, собственно ещё до кодификации соответствующих текстов.
Интересно, что Тантлевский в целом относится к описанной в Торе истории, начиная с допотопных времён и вплоть до эпохи Саула как к истории во многом мифологичной и легендарной, то есть не воспринимает того же Моисея, не говоря уже об Аврааме и ближайших его потомках как достоверных исторических личностей. Конечно, ортодоксальным верующим, иудеям или христианам этот подход принять может быть не просто.
В книге, особенно в завершающей её части, достаточно много места уделено общему обзору и краткому пересказу библейских текстов, созданных в указанный период. В основном это конечно, Пятикнижие Моисея. Не совсем понятно, почему не рассматриваются столь же подробно Псалтырь и книги, повествующие о ранней жизни иудейского царства, откуда конечно автор черпает информацию для своей исторической реконструкции, но возможно, он считает при этом, что эти книги не передают достаточно достоверно информацию об этих процессах.