Больше рецензий
30 ноября 2024 г. 18:21
59
3 Ох-ох-ох, только не бейте))
РецензияДа простят меня поклонники Бальзака, но мне не понравилось... Видела, что многие как раз с этой книги советуют знакомиться с его творчеством, но как-то, оказалось, что это не моя чашка чая, видимо. Сейчас попробую объяснить:)
Ситуация. Есть пансион, там живут в основном те, у кого нет денег на что получше. И там как раз обитает папаша Горио. Но что он там забыл, ведь он сколотил состояние на муке и вермишеле? Его даже называют вермишельщиком. А все просто, он распределил почти все свое добро на двух дочерей, себе оставил самую малость на проживание и еду. Не всяк отец так поступит, но зятья, а затем и дочки отдалились от Горио, ему даже нельзя к ним домой ходить, по крайней мере прилюдно. Встречается он с дочками втихую, да и то когда им нужны деньги в очередной раз. И тут на сцене появляется Эжен Растиньяк. Он бедный студент из провинции, сосед Горио по пансиону. Его цель не просто отучиться, а еще и пробиться в высший свет. И так вот сплетаются их судьбы.
Что же мне не так? Я просто устала, когда читала книгу, а она всего-то 300 страниц. Прям буквально 20-30-40 страниц и не могу дальше. Под конец просто хотелось, чтобы она уже быстрее закончилась... Ооооочень много воды, Бальзак очень любит перечисления или описания, просто иногда на целую страницу. Посмотрите сами пример.
На свое счастье, он встретил человека, который не посмеялся его наивности, считавшейся смертным грехом в среде прославленных повес этой эпохи, всяких Моленкуров, Ронкеролей, Максимов де Трай, де Марсе, Ажуда-Пинто, Ванденесов, которые блистали безумным щегольством, вращаясь в обществе самых роскошных женщин – леди Брэндон, герцогини де Лаже, графини Кергаруэт, г-жи Серизи и г-жи де Ланти, герцогини де Карильяно, графини Ферро, маркизы д’Эглемон, г-жи Фирмиани, маркизы де Листомэр и маркизы д’Эспар, герцогини де Мофриньез и дам из семейства де Гранлье.
Вот зачем? Я аж устала, пока все эти фамилии закончились)) Такого прям достаточно, в первой половине где-то особенно. Плюс описания, плюсы абзацы иногда на 2 страницы. И еще добила меня какая-то театральность, что ли. Персонажи просто переигрывали, особенно в конце, когда была та самая сцена в финале с папашей Горио. Я как будто оказалась в плохом театре...
Но есть и крутые обороты и сравнения. Вот например, мед же))
Она, как куропатка, обернутая шпиком, румянилась на огне желанья проститься с саваном Воке и возродиться женою Горио.
А было ли что-то хорошее?)) Бальзак хорошо показал, каким тогда был высший свет во Франции. Грязь, интриги, скандалы, лицемерие. Люди идут по головам, изменяют, а их богатство в основном зиждется на кредитах, лишь бы пыль в глаза пускать и держаться среди небожителей. В противовес у нас как бы есть другая сторона медали — это такой собирательный образ бедных и нищих в лице пансиона вдовы Воке. Но знаете, а ничем особо эти люди и не отличаются, просто у них нет денег. Поэтому, я согласна с тем, что не власть или богатство портит человека, а это просто люди изначально такие были.
По персонажам. Растиньяку внимания уделяется гораздо больше, чем Горио, хотя казалось бы по названию) Он ищет любые пути, чтобы пробиться в свет и соответственно к деньгам. Но цель у него как будто и благородная, нужно помочь семье (отец, мать, сестры), которые все свое накопленное вложили в обучение Эжена. И тут сталкивается благородство, понятия о чести, доброте, сопереживании, честности с тем, где о таких понятиях вообще ничего не слышно. Поэтому, если хочешь чего-то там достичь, нужно вставать на тот уровень. Это Эжену доходчиво объяснял Вотрен, еще один постоялец вдовы Воке. Прям была видна борьба, словно у Растиньяка на плечах сидели ангел и демон. А вот сломает ли его или нет, узнаете сами:)
Дальше папаша Горио. Он остался один с двумя дочками, а его любимейшая жена умерла. Поэтому всю свою любовь он перекинул на детей. Отдавал все до последних трусов, а они, скажем прямо, поступали с ним по-скотски. Горио обеспечил каждой брак, на первый взгляд, удачные союзы. Но все пошло не плану в обоих случаях. А это еще больше долгов, еще больше отдачи в никуда. Но вроде, его и жаль, но и как-то не очень, ведь он знал все, но решил не замечать.
В общем. Начинка хорошая, но вот как написано — не по мне. Пока продерешься через все оступления, описания... И честно, меня не зацепили персонажи. Ни Горио, ни Эжен Растиньяк, хотя его арка здесь так закончилась, что дальше бы я хотела узнать, что с ним будет. Но все-таки театральность некая не давала мне глубже проникнуться и героями, и происходящим. Печально, но да ладно, попробую еще что-нибудь все же у Бальзака:)
Комментарии
Люблю Бальзака. Но.. осторожно. У него и правда много и театральности и написанного для 'публики'
Но ваша критика мне понравилась.
Кстати, Бальзак чудесен порой в малых вещах, там где ему рамки не дают 'разговориться' как милый выпивший друг.
Также, он неожиданно прелестен ещё.. когда пишет от лица женщины.
Есть у него очароввтельный роман: Воспоминания двух юных жён.
Жорж Санд писала ему после прочтения, что он в прошлой жизни был женщиной.
Спасибо за интересную рецензию.
Спасибо за комментарий)
Вот да, думаю, если распробовать его и привыкнуть к этой театральности, то прям хорошо пойдет. Поэтому не бросаю автора, а буду дальше пробовать. Смысл-то интересный, сами ситуации, персонажи, хоть я и не особо полюбила их.
А насчет того последнего — вот да, есть в нем как будто некая женственная нотка:)