Больше рецензий

Helena__17

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 марта 2015 г. 21:22

51

5

Книга-перевертыш. По фабуле кажется, что нас ожидает этакая смесь «Ребекки» и «Джейн Эйр», если исходить из того, что в мрачную местность ступает ножка прелестной гости, которая станет вскоре гувернанткой. Естественно, у тех, кто не знаком с проказницей-Мердок, создастся впечатление, что девушку будет ждать современная реинкарнация Хитклифа, чтобы начать с ней дивные отношения... Но нет.

Главная героиня попадает в замок, с одной стороны окруженный скалами и морем, а с другой стороны - сборищем странных людей, связующим звеном между которыми является хозяйка поместья Ханна. Она дикая, даже диковинная, напоминающая лесную нимфу в своей отчужденности от мира. И у нее есть своя история: однажды изменив супругу, она стала заложницей в собственном доме. И, как у всякого заложника, у нее имеются надзиратели. Все эти люди настолько тесно связаны между собой, что нисколько не удивляют замечания в рецензиях, дескать, «все перелюбили друг друга».

Роман содержит настолько много символов и отсылок, что порой я уже сомневалась в том, несут ли какой-то сакральный смысл слова и поступки в нем вообще.

Суммируя впечатления, хочу отметить пару моментов книги:

1. Крайне интересна концепция сюжета на основе "Пещеры" Платона, по которой люди живут, как бы зашоренные, не имея возможности познать окружающий мир, довольствуясь лишь его долями.

2. Образ Ханны как единорога. Признаться честно, мне тяжело понять этот ход. Сама линия этого персонажа находится вне рационального восприятия мною. Чувство вины как основа книги, заточение, Джеральд как стражник, притяжение Ханной к себе всех грешников... Голова кругом идет.

3. Мне кажется, или 7 лет - не случайное число?

В трактованиях этой цифры можно найти следующее: «7 кругов ада, сотворение всего сущего за 7 дней, 7 смертных грехов». Хотя и не могу найти абсолютное обоснование каждому году жизни. Например, в теории грехов застопорилась на зависти, ибо не знаю, кому могла завидовать Ханна. Или же можно пойти по другому пути: 7 жителей поместья Гейз, включая новоиспеченную гувернантку. Кстати, и в романе 7 частей.

4. В сцене на болоте, кстати очень сильной, Эффингэма приходит спасать Дэнис с осликом. Почему именно с ослом? Этот вопрос мучает меня несколько дней. Ответа я не нашла, зато узнала новую информацию об осле в различные эпохи: скажем, превращение души должника в осла после смерти.

5. Дэнис покидает поместье с собакой. А пес, к слову, символизирует проводника между мирами мертвых и живых.

6. Лососи Дэниса. Кеп, помоги!

7. Нетрадиционная ориентация некоторых героев.

— Ты рассказывал сказки? — Он засмеялся и слегка провел по щеке мальчика своим кнутом.

8. А был ли Питер?
9. Под конец возник вопрос: может, вообще все происходившее - иллюзия?
Одним словом, вопросов роман дал больше, чем ответов, и, черт возьми, это просто невероятно, когда автор играет с читателем, дает ему возможность подумать и поплутать в чащобах своих идей. Хотя, не буду кривить, душой, кеп мне все равно нужен.

P.S. Картины художника У. Блейка как иллюстрации некоторых моментов, о которых говорилось выше:
Первая называется «Видения дочерей Альбиона» (идея о пещере), а вторая - «Великий архитектор» (сотворение мира).
картинка Helena__17 картинка Helena__17