Больше рецензий
23 ноября 2024 г. 16:52
202
3
Рецензия""Чучело" - это повесть об очень доброй, милосердной девочке Лене Бессольцевой." Так начинается аннотация и, помня отрывки экранизации, на которую натыкалась в далеком прошлом, я знала, что речь пойдет о столкнувшейся с травлей девочке. Ну или, современным языком говоря, о буллинге. Но всё вышло немного не так.
Было очень удивительно, перевалив за первую треть книги, не обнаружить в качестве главной героини никакой девочки. Речь шла об истории семьи её деда, о картинах... и я уж было подумала, а увидим ли бы, собсна, Леночку или она промелькнет миражом в эпилоге книги, где-то на задворках? Леночка Бессольцева таки появилась, но столь длинное отступление о деде в книге нецелесообразно с точки зрения сюжета (ну если только автор на пытался таким образом оправдать поведение этого самого деда дальше в истории).
В защиту автора, хочется отметить, что эмоции, страхи, порывы детей в этой книге описаны очень живо, ювелирно, искренне. Мне кажется, даже те, кто не оказывался по жизни на месте Лены или её одноклассников, без труда смогут прочувствовать то, что испытывали дети, и понять побуждения их поступков. Да, включая самих буллеров (хоть и очень тяжело читать об их деяниях), которые исходили из неудовлетворенных детских потребностей и своих страхов.
Но больше всего вопросов у меня как раз не к детям, а ко взрослым в этой истории. Они вроде как есть, но их толком нет (всё как в жизни и бывает). У французов есть очень яркое выражение для описания ситуации, когда человек в упор не видит то, что у него перед глазами: они говорят, что глаза у вас не напротив глазниц. Так вот, в этой истории самым кричащим является поведение взрослых, у которых все происходит прямо перед носом, но они настолько увлечены своими собственными мыслями - о картинах у дедушки, о женихе у девушки учительницы - что куда там до детей. Нам бы ваши мелкие детские проблемы! Что вы тут развели, подводите нас, расстраиваете, вынуждаете впрягаться, как-то действовать, что-то решать. А то, что дети - живые люди со своими эмоциями, и их "мелкие детские проблемы" очень даже значимы в данный период их жизни... ну, лучше глаза увести от глазниц, а то хлопотно, знаете-ли.
Я думаю, книга гораздо более сильное и положительное впечатление бы на меня произвела, будь она написана напрямую от лица девочки. Центр сюжета должен был быть в сердце Лены, с фокусом на том, как она прожила этот опыт, как менялись ее чувства к ребятам, как металась она от веры в добро, справедливость и храбрость до отчаяния. Ну раздражает в этом дед со своими картинами, который метается на грани обесценивания в режиме "аячонуяничо", потому что ну не его это история. Не его.
В рамках игр и клубов: Книжная страна, Austenland, МОПС, Клуб тлена и безысходности, Читаем Россию, Клуб любителей ёжиков.
Комментарии
Хм... вроде - насколько я помню - когда я эту повесть читала впервые, еще в советские времена, в журнале "Пионер"... то это и была именно история девочки Лены Бессольцевой. И дед там мелькал сильно где-то на заднем плане. Может, более поздние переработки и добавления?
Не могу сравнить, читала впервые и были ли какие-то переработки у произведения - не знаю( История действительно в целом о девочке, но мне, особенно в первой части книги, возможно просто субъективно, было слишком много дедушки. Хотелось большей фокусировки на внутреннем монологе Лены, и другой формы повествования.