Больше рецензий

22 ноября 2024 г. 21:36

2K

3.5 Все в говне, я - в белом фраке

Одсун – это чешское слово, означающее изгнание, выселение. Да, примерно треть романа – это описание истории Судет, вернее, народов, их населявших (немцев и чехов). И известное присоединение в 1938 году этой части недавно созданной Чехословании к Германии (т.н. «Мюнхенский сговор»), и менее известное возвращение их в 1945 чехам и жестокое, варварское изгнание немцев с этих земель. Пожалуй, эта часть романа читается не то, чтобы наиболее интересно, но без внутреннего неприятия.
Основания часть произведения – это рассказанная человеком, родившимся в СССР в 1968 году, история его и его страны плюс история его любви. Поначалу все идет довольно бойко: детство 70-х, студенчество 80-х, язык читабельный, истории близкие и узнаваемые. Вроде и у тебя так было, и ты испытывал эти эмоции и давал примерно аналогичные оценки. А затем начинаются непростые 90-е, герой не попадает в струю (что частично объяснимо – он филолог), начинает вначале поднывать, а затем и вовсе заниматься тем, что нудно ныть, насколько все вокруг плохо, страшно и мрачно. При этом сам ничего не делает: тупо квасит, ходит на работу, довольствуясь копейками, не пытается вернуться к любимой девушке, существует как туловище. Затем наступают украинские события: Майдан, Крым – и нашего героя уже совсем несет. Он, словно Светлаков перед телевизором, бубнит свои мантры невидимым украинским оппонентам: «Ну я-же лучше всех вас знаю, что вам нужно, вам не нужно жить отдельно, это неверный путь, все вы клоуны, кто хочет «независимости», да даже и не спорьте». При этом сюжет, хоть и незатейливый, местами литературно-надуманный, воспринимается нормально, но это нервозно-желчное давление со стороны героя (приходится ведь все это читать) принуждает поневоле ожидать скорейшего окончания произведения. Но более всего достает позиция главного героя, в жизни ничего полезного не сделавшего (даже не пытавшегося), заключающаяся в том, что в этой не сложившейся жизни виноваты все: и коммунисты, и либералы, и «новорусские», и Европа, и Америка, и рабочие, не вышедшие на улицы в 93-м. Даже на друга своего, свалившего в Амстердам и принявшего героя в гости, фыркнул за просьбу экономить воду, типа и этот перестал быть «свободным». При том, что наш «свободный» несколько лет живет в московской квартире этого друга совершенного бесплатно, затем живет на средства бывшей любовницы, ставшей женой, но это его совершенно не напрягает, видимо, он предназначен для более высоких материй – думать о судьбе Отчизны )
В целом начинавшийся бодренько роман постепенно превращается в повествование про «все в говне, я – в белом фраке». Ну и как анализ взаимоотношений России и Украины тоже вряд ли может восприниматься, скорее, как эмоциональная авторская версия произошедшего.

Комментарии


Подпишусь под каждым словом.


аналогичные ощущения и желание скорейшего окончания романа из-за внутренней брезгливости. только вот читаю Вашу рецензию и  начинаю подозревать автора, что он целенаправленно нарисовал отрицательного персонажа, чтобы у читателя сложилась ассоциация ассоциация  скуф-вата. это было бы круто, но эпилог как-то с этой точкой зрения не вяжется.

хотя, может эпилог как раз и вяжется. потому что заливания детскими ведерками камня - это тоже самое, что пить водку и размышлять о судьбе родины. сизифов труд. хм. все же, что автор имел ввиду? презрение к таким кадрам или романтизацию их?