Больше рецензий
21 ноября 2024 г. 16:21
347
4 Хрупкий домик кума Тыквы и непоколебимый дух Чиполлино
Рецензия21.11.2024. Приключение Чиполлино. Джанни Родари. 1951 год.
Мир, где жители — овощи и фрукты, оказывается совсем не сказочным: здесь угнетатели, как синьор Помидор, устанавливают свои правила, а честные люди вроде кума Тыквы теряют даже свои скромные дома. Но Чиполлино, отважный мальчик-луковица, не боится выступить против несправедливости. Вместе с друзьями он бросает вызов сильным мира сего, доказывая, что справедливость и дружба способны победить любое зло.
«Приключения Чиполлино» Джанни Родари — это классика детской литературы, которая умело сочетает сказочную атмосферу с социальной сатирой. Автор, обращаясь к детям, поднимает глубоко взрослые темы: несправедливость, угнетение, борьба за права и важность коллективного сопротивления злу. Однако вместо тяжелой дидактики перед читателем разворачивается увлекательное и смешное приключение.
Книга построена на метафорическом изображении мира, где герои являются олицетворением фруктов и овощей. Это позволяет Родари говорить с детьми на их языке, вводя яркие, запоминающиеся образы, такие как смелый Чиполлино, жадный синьор Помидор и несчастный кум Тыква. Через столкновение этих персонажей автор раскрывает социальную несправедливость, критикуя не только жадность и деспотизм, но и равнодушие общества.
История Чиполлино — это одновременно увлекательное приключение и символическая сказка о том, как «маленький человек» способен изменить мир, объединившись с единомышленниками. Темы дружбы, солидарности и сопротивления проходят через все произведение, вдохновляя читателя не бояться отстаивать свои убеждения.
Родари использует живой, динамичный язык, полный юмора и неожиданных метафор. Описания и диалоги насыщены игрой слов, что делает чтение особенно захватывающим для юной аудитории. Простота языка не умаляет его глубины: за кажущейся легкостью кроется продуманный ритм, позволяющий тексту не только развлекать, но и обучать.
Особое внимание привлекает мастерство Родари в создании персонажей. Каждый из них ярко индивидуален. Даже второстепенные герои, такие как адвокат Горошек или пес Мастино, запоминаются своими повадками и речевыми характеристиками.
К числу безусловных достоинств книги относится её универсальность: это произведение будет интересно не только детям, но и взрослым. Умение Родари мастерски вплетать серьёзные вопросы в лёгкий сюжет заслуживает особого восхищения. Читатель вовлекается в мир, где социальная критика подана через игру, а борьба за справедливость наполнена оптимизмом.
Однако, как и многие сказки, книга порой грешит чересчур прямолинейной моралью. Некоторые персонажи кажутся схематичными, что, впрочем, оправдано для произведения, рассчитанного на юную аудиторию.
«Приключения Чиполлино» остаётся одной из самых ярких книг в жанре детской литературы. Это не только захватывающее приключение, но и ценное произведение, которое учит важным жизненным принципам. Родари сумел создать историю, которая вдохновляет на смелость, доброту и веру в свои силы. 8 из 10.
Комментарии
А была ещё вот такая пластинка:
Очень неожиданные образы персонажей на обложке. Без названия и не понял бы кто это)
Что-то типа радиоспектакля?
Да. "Мелодия" выпускала много пластинок с инсценировками для детей и у нас была достаточно внушительная сказочная фонотека.
Если не изменяет память, в детстве у меня была про львенку и черепаху пластинка, как раз от "Мелодии".
Да, эта и многие другие.
Недавно с дочерью сказку перечитывали. Но не смогли дочитать
В чем же проблема возникла?
скучно стало. Про паучка этого длинная история. Будто он там чуть ли не столь же главный персонаж как и Чипполино, медведь какой-то появляется. Может мы больше привыкли к упрощённой экранизированной версии Чипполлино?
Все таки в книге больше социальной сатиры. И каждый персонаж символизирует определённые черты и членов общества.
Как мне кажется история с паучком высмеивает мелочность бюрократии с ее проволочками, а медведь является символом подавляемого рабочего класса. И через него автор демонстрирует проблему подавление природного права на свободу и независимость, показывая, как власть может манипулировать даже сильными.
И в этом смысле это не совсем детская книга
В какой-то мере могу и согласиться. По крайней мере, это не "Путешествие Гулливера", из которого у нас умудрились сделать детскую книгу, хотя она явно ей не является)
В каком-то смысле даже Робинзон Крузо не детская книга. Если брать не его переделанные версии, там Робинзон очень много времени на острове на молитвы тратил, о чем и Дефо много писал. Но в СССР эта тема была табуирована, поэтому вырезалась из оригинального текста. Сильно искажался оригинал. Подразумевалось, что детям нужно легкое чтение, не обременённое молитвами и рассуждениями на религиозные темы.
Особенно перевод Чуковского. Этот вариант весьма вольная адаптация.
их наверное много было, пересказов разными авторами. Мне в свое время в детстве попался перевод собственно оригинального произведения. Я осилил
Я с оригинальным переводом познакомился относительно недавно, пару лет назад. Был очень удивлен, так как отличия были достаточно ощутимы.
Скорее оригинальные Робинзон и Гулливер - книги для старшего школьного возраста
На мой взгляд оригинальный Гулливер только для взрослой аудитории.