Больше рецензий
19 ноября 2024 г. 00:16
74
1 Спираль глупости
РецензияПростая примитивная сказка, наполненная мистикой абсурда.
Стереотипное семейство, будто срисованное с рекламы стирального порошка. Всë это обëрнуто туманом загадочного и непостижимого, что в априори нормальным рассудком не постичь.
Социологическое мини исследование от "короля" ужасов. Кинг, над творчеством которого сформировалось целая группа фанатиков, решил в своей привычной манере, как и в других произведениях, исследовать границу разумного, ту грань, за которой начинается бессознательное. По силу ли это перу мастера?
Привычный для всех произведений Кинга штат Мэн, начало как в мыльных операх - солнечные дни, стереотипное семейство, сотканное из шаблонов, добро, позитив, любовь. А потом всë закручивается в никем неконтролируемый хаос.
Зацепиться разумом тут не за что. Глупая мать семейства, справедливо отмеченное замечание еë отцом Луису: "ради тебя моя дочь забросила себя, бросила все мечты и надежды, стала домохозяйкой". И действительно, просто стереотипная домохозяйка из той самой Америки 1950-х. И неважно что действие происходит в 1983, тут вообще временные рамки не имеют какого-либо смысла. Мифический замкнутый куб, шкатулка, отравленная ядом несбывшихся надежд, шкатулка с пауками, сжирающими себя из-за невозможности обрести некое уравновешенное счастье.
Непонятно зачем упомянутые микмаки, на протяжении всего произведения ожидал какую-то мудрую мысль, рассказ старого индейца-микмака, рассказывающего о правильности сохранения традиции, о важности соблюдения семейного очага во время любых житейских бурь. Но ничего подобного нет, микмаков вообще здесь не будет, поэтому смело можно подставлять любых индейцев, ничего не изменится.
Конфликта никакого нет, каждые смерти это просто набор сюрриалистичных бессвязных комбинаций, сводящих к общему знаменателю - смерть.
Тема смерти не раскрыта никак, это набор простых философских рассуждений о бытие, о вечном противостоянии жизни и смерти, о темах для разговора с детьми. Естественность всего уходящего из всего происходящего. Попытка это принять и разные методы противостоять этому. Ушедшие поколения эхом отзывающиеся в подсознании экспериментальных кроликов штата Мэна, судьба которых ближайшая смерть, предлогом которой будет считаться некая мистерия, суть которой в здравом рассудке не суждено осознать. Только лишь достигнув чертогов разума, где-то нащупав барьер осознанного, перепрыгнуть высокий забор с кольями, последний рубеж-предупреждение, далее начинается бессознательное индивидуальное утекание рассудка по спирали, окончанием которого служит начало познания о клатбище домашних жывотных другим участником культа, невинным мужчиной с очередной глупенькой домохозяйкой, пожертовавшей карьерой ради уютного дома полного миленьких детишек. Добровольная клетка, в которой очередной участник эксперимента Вендиго будет считать эту обитель образцом благополучия и нормальности по всем канонам человеческого социума. И, постепенно, доза за дозой, участнику эксперимента дух иных миров будет приоткрывать занавесу истины, которую мы, пребывающие в дурмане Нормальности, никогда не сможем понять. Если и изловим этого подопытного кролика, так определим за содеянное в тюрьму или психиатрическую клинику, веря в предназначения этих клеток безумия, дополнительно убеждая себя, что наша Нормальная жизнь пускай тоже клетка, но добровольно разумная, нужная для построения и сохранения всех норм Нормальности.
Вот в примерно таком идейном потоке и движется философия произведения.
Что же, думаю, тут каждый выберет свою дорожку, на пути которой у одних будут встречаться гагары, летящие на юг, у других под рукой вечный какой-то мëртвый груз ошибок прошлого, которые мы не можем отпустить, у других будут видеться огни Эльмы, у всех будут свои маркеры границ рассудка и вероятный сценарий дальнейших действий.
Если говорить про персонажей, созданных Кингом, кто знает, может Черч среди них был самым живым, всë остальное это кукольный домик, в котором картонные персонажи пьесы ничего не смогли взрастить в своей душе, этим безволием и расплачиваются бессознательному вполне осознанным - жизнью...