Больше рецензий
16 ноября 2024 г. 15:23
40
4.5 "Вы инвестируете в божественность шедевра"
РецензияПорой кажется, что непонятность, вынесенная в заглавие автором, является главным атрибутом современного искусства. Гомперц, автор с семилетним опытом работы в галерее современного искусства, ставит вопрос, что является объектом современного искусства, а что является платьем голого короля и пустышкой? Спойлер: в полной мере ответа в книге нет. Полагаю, ответа нет в принципе.
Гомперц использует классический метод ответа на главный вопрос: чтобы понять то, что происходит сейчас, нужно понять, что было до этого. Способ этот долгий: 561 печатная страница и 205 загугленных мной запросов; но увлекательный и эффективный. Поэтому мы отправляемся на двести лет назад в далекий-далекий день, когда группа предприимчивых художников решает, что больше не хочет рисовать громоздкие полотна с богинями и святыми со светотенью, смешением красок и другими атрибутами традиционного искусства. В заглавие книги также вынесены имена Моне, с которого начинается это путешествие; Бэнкси, чье творчество завершает книгу; на обложке одна из банок супа знаменитого Уорхола.
Мы привыкли понимать искусство, как нечто, обладающее эстетической, технической и интеллектуальной ценностью. Так было сказано в книге, и это похоже на то, что Толстой говорил в эссе «Что такое искусство?» Толстой Л. Н. , мол, искусство помимо красоты должно нести в себе некий связующий элемент, нравственное преображение и, конечно, катарсис. Это отсылает нас к другому его произведению «Крейцерова соната» Лев Толстой , где он пойдет в своих размышлениях еще дальше. Толстой там говорит также об искусстве, точнее о музыке, которая есть «страшная вещь» и переносит человека в то место, где он сейчас не находится, и заставляет чувствовать его то, что он не чувствует; и вообще, нельзя позволять заниматься музыкой всем подряд. Однако художники, о которых рассказывает Гомперц, отказывались принимать такую точку зрения, искусство для них это – что и как угодно. Первична идея, способы реализации исключительно на ваше усмотрение.
Таким образом, авторы постепенно отказывались от техник эпохи Возрождения, расширяли объекты и темы своего творчества, отказывались от внешней реалистичности в угоду реальности внутренней. Главным постулатов становится тот, что гласит, что постулатов нет. Ты – человек, ты – творец, ты решаешь, как ты будешь доносить твои идеи. И это мне близко, ведь я стараюсь увидеть за картинами реального человека. Даже читая ваши рецензии, дорогие читатели, я стремлюсь увидеть не сюжет книги или вашу оценку, а вас самих, то, как вас та или иная книга изменила, и я думаю, могу ли и я что-то взять от книги, от которой взяли что-то вы? Поэтому дойдя до Уорхола, я как-то споткнулась, ведь его автор ценит именно за то, что тот максимально удалил из своих работ себя самого, и здесь я столкнулась с полным непониманием происходящего.
Технический комментарий. Формат книги не совсем удобен, поскольку невозможно изучить вопрос без наглядных примеров. Есть около 30 репродукций в конце книги (неудобно в электронном формате) плюс около 30 черно-белых иллюстраций, что не очень удобно. Как я уже упоминала, я загуглила около 205 картин, экспозиций, архитектурных объектов и прочих. Это очень много и неплохо так отвлекает, но иначе никак, поэтому если надумаете читать, заранее позаботьтесь, чтобы у вас была возможность взглянуть на упоминаемые объекты своими словами. Кроме Черного квадрата, конечно, его я не гуглила.
На вопрос «Что с тобой не так, Черный квадрат?» я ответила для себя таким образом. Черный квадрат – это способ, который показался Малевичу самым оптимальным чтобы выразить свою идею о Вселенной, бесконечности и освобождении от всего.
«А если я нарисую просто черный квадрат, то он тоже станет искусством?» - Нет, квадрат уже занят, придумай что-нибудь свое.
«Я придумал! Мои каракули оригинальны, и за ними стоит идея! Теперь это искусство?» - И да и нет, но есть в искусстве течение, которое определенно скажет, что да.
«Почему тогда я не могу продать его втридорога?» - Гомперц утверждает, что на цену работы напрямую влияет то, кто ее нарисовал и где она выставлялась, а также степенью интереса к ней. Это честное признание с его стороны, но он не договаривает, что сегодня предметы искусства – финансовый актив, как недвижимость, драгоценные металлы и акции. Их стоимостью также можно манипулировать, создавать ажиотаж и искусственно повышать цену. Поэтому я в заглавие рецензии вынесла работу современного автора Барбары Крюгер, которая поднимала в своем творчестве вопрос об уместности коммерциализации искусства. Мне нравится, что сегодня творцы вкладывают в свои работы социальную повестку и другие интересные вопросы.
Подведу итог: книга большая, занятная, для начинающих - самое то.
Комментарии
Интересно! Спасибо!