Больше рецензий

16 ноября 2024 г. 14:18

94

3

Множество Матильд. Даже так: как бы вас ни назвали при рождении – быть вам Матильдой.
Противоречивое впечатление от книги. Отлично описана культура повседневности, быт, церемонии, устройство замков, монастырей и проч. А историческая часть воспринимается сложно: автор описывает кусочек истории, бросает на полуслове и принимается описывать отвлеченные темы, слабосвязанные между собой факты. Потом неожиданно возвращается, но чаще всего пропустив довольно большой кусок времени и много событий. Огромное количество «углублений» в довольно специфические узкопрофессиональные темы. Например, на целую страницу перечисление даров королевы для построенного монастыря, включая «щепки Животворящего Креста и Яслей Христовых, кусок хлеба, которого коснулся Христос, локон Девы Марии, палец святой Цецилии, волосы святого Дионисия, кровь святого Георгия и тела нескольких святых». От исторического нонфика я ожидаю структурированного изложения истории, а тут приходилось постоянно рыться в вики чтоб выстроить или перепроверить очередность событий. Автор вываливает одним большим комом перечисление родственных связей, причем не всегда это значимая информация, а часто – это первое и последнее упоминание. Например:

Король привез с собой Эдгара Этелинга и двух видных английских эрлов, братьев Эдвина Мерсийского и Моркара Нортумбрийского, которые враждовали с Годвинами. Именно тогда Вильгельм обручил одну из дочерей с Эдвином Мерсийским, чья сестра Эдита была замужем за королем Гарольдом. Речь могла идти не об Агате23, а о Констанции, Матильде или даже новорожденной Адели.

Автор рассказывает много странных легенд и тут же опровергает их, не вполне понятно зачем они рассказаны. Если эти легенды носили какой-то фольклорный характер, вероятно, это было бы интересно, но автор ничего такого не говорит. Много повторов, особенно на религиозные темы – о строгих требованиях к женщине, ее изначальной греховности, глупости, истеричности, неспособности мыслить, а также об ожидаемом поведении королевы:

Подразумевалось, что жена – а тем более королева – должна поощрять мужа оказывать покровительство религиозным учреждениям и раздавать милостыню. Каждая королева в той или иной мере являлась благодетельницей церкви. Большинство королев «собирали сокровища на Небесах» для себя или своих близких, возводя и одаривая монастыри. Поступая подобным образом, королевы не только искали защиты у святых, которым посвящались обители, но также способствовали развитию новых влиятельных монашеских орденов. Некоторые королевы участвовали в обсуждении насущных духовных проблем. От всех королев ожидали добродетельных поступков. Богатство считалось привилегией; тот, кто им обладал, был обязан делиться, раздавая милостыню менее удачливым. Тем самым богач извлекал для себя духовную пользу, поскольку благотворительность являлась актом покаяния и освобождала человека от грехов. Поэтому королевы активно направляли средства на благотворительные цели. Они помогали бедным и больным, делали пожертвования храмам, возводили церкви, монастыри и больницы.

Общее впечатление, что это нагромождение кое-как по кучкам разложенных фактов и небылиц, с которыми хорошо бы еще провести большую редакторскую работу и выстроить в связную историю. Автор перелопатила огромное количество источников, кое-как упаковала свои выписки, местами (коротенькими кусочками) даже сделала почти художественную обработку, но пока это читать сложно и скушно. Также отмечу эмоциональную вовлеченность автора, она явно благоволит к некоторым своим героям что бы они не вытворяли. Геноцид Вильгельма Завоевателя в результате которого было убито все население севера («опустошение севера») отмечен только словами сожаления Вильгельма на смертном одре, скорее напоминающими «крокодиловы слезы». А восстание англичан против норманскиз завоевателей автор называет «подрывной деятельностью», а не народно-освободительным движением. Автор крайне скупо рассказывает о норманском владычестве, отделываясь общими фразами:

Коренное население подвергалось притеснениям со стороны завоевателей, считавших саксов низшей расой.

Книга переполнена примерами льстивого словоблудия придворных «сказочников», эти «вирши» не несут никакой фактической информации. Один раз привести подобный пример – ок, но помещать в каждую небольшую главу (и даже несколько раз) – перебор.

Гугон писал о правителях Нормандии со времен Роллона до Вильгельма Завоевателя, деда Мод, «слава [о котором] достигла краев земли, превзойдя [славу] всех королей и принцев нашего времени». «Я думаю, что не многие последующие короли смогут повторить его подвиги и обрести богатство вкупе с изяществом манер, которыми Бог и удача наделили его в этой жизни. Ему наследовал сын Генрих, величественный король Англии, ваш отец. Я прошу вас благосклонно принять этот дар и упрочить его знаком вашей власти. Да благословит вас Всемогущий Бог своей благодатью, даруя многочисленное потомство и счастье в процветании. Аминь».
Некоторые «побочные» истории не могут оставить равнодушным.
В Руане Аделиза увидела, каким свирепым мог быть Генрих. Возможно, она не слышала о том, что произошло, когда в 1119 году муж его внебрачной дочери Юлианы, Евстахий де Паси, восстал против тестя и незаконно занял замок Иври. В качестве гарантий король потребовал обменяться заложниками, сам взяв под стражу двух дочерей Евстахия и Юлианы, при этом Евстахий удерживал в заложниках сына коннетабля Иври. Последовав злонамеренному совету, Евстахий выколол мальчику глаза и отправил его, ослепленного, обратно к отцу, который потребовал мести от объятого ужасом короля. Глубоко тронутый горем коннетабля, Генрих передал ему своих внучек, позволив выколоть им глаза и отрезать кончики носов. «Так невинное детство, увы, пострадало за грехи отцов»^49^. Разгневанная Юлиана встала на сторону мужа, вынудив Генриха осадить ее замок в Бретее. Она попросила о встрече с отцом, на которой попыталась застрелить его из арбалета. В конце концов Юлиане пришлось сдаться и просить прощения, прежде чем удалиться в аббатство Фонтевро.
свернуть

Общее впечатление скорее негативное: если после нонфика каша в голове усугубилась и надо искать другой нонфик чтоб разложить все по полочкам – то что-то в этой консерватории не так((( .