Больше рецензий
12 ноября 2024 г. 00:34
1K
2.5 Фауст на минималках.
РецензияВсё враньё! Меня опять жестоко обманули!- об этом к концу рецензии, а пока... Возможны небольшие спойлеры...
Начнем с того, что эту книгу мне нагло подсунула сестра, она купила ее в бумажном варианте, «купившись» на название (масло масляное), а в итоге не смогла осилить. Она хотела дать ее почитать общей подруге, но честно призналась той, что не прочла и половины. Поэтому они обе сговорились подсунуть ее мне, чтобы я ее прочла и раскритиковала, как обычно... Впрочем, ничего нового...
В этот раз я подошла к делу основательно, ведь в этот раз близкие мне люди ждут от меня отчёта. Поэтому я закрыла все «долги» по другим книгам, чтобы меня ничего не отвлекало, прочитала аннотацию (что я делаю крайне редко), вооружилась карандашом, чтобы делать пометки, и кучей стикеров.
Поэтому начнём с аннотации: по миру бродит дьявол и ищет, кого бы совратить. А ещё есть нищий (алхимик, ой, простите, что-то подуло ветром под названием «Фауст») писатель, который практически умирает с голоду. Но ему приходят три письма, и дальше только от него зависит выбор пути.
Под ветром «Фауста» я погнала читать книгу.
Часть, условно первая.
В самом начале произведения главный герой Джеффри Темпест читает письма: в одном из них он получает чек от старого знакомого, у котого просил взаймы, чтоб не помереть с голоду, и предложение дружбы с его другом, во втором — наследство в 5 миллионов, в третьем — письмо от друга его друга о том, что он сегодня приедет к нему на знакомство. Далее слышен цокот копыт, и ГГ произносит:
- Вот же дьявол! - сердито пробормотал я. - Как изменчива удача - явился тот, кого мне не хочется видеть!
Я читаю это и ликую: ах, какой приём! Вроде бы случайно обронённая фраза «Вот же дьявол!» — а сразу даёт нам понять, с кем мы сейчас столкнёмся. Ещё и под музыку «Аве Мария»!
Моё ликование было недолгим, потому что автор, видимо, считает читателей сумасшедшими и, словно боится, что читатель не поймёт происходящее (снова масло масленое), поэтому объясняет каждый шаг в духе «вот дьявол, а вот герой, который не понял, что это дьявол».
Думаю, ладно, пусть делает отсылки, хуже от этого не будет (наверное). Но, увы, этих отсылок очень много, и все они прямо кричат: «Если бы я знал, с кем связался, ведь дальше меня ждёт только кошмар и ужас». Соответственно я приготовилась к кошмару и ужасу. Мне то всё ясно и понятно, с кем герой связался(но при чтении чувствую себя дурой на уровне детского сада, где выступаешь на утреннике, а тебе воспитатель как суфлер делает подсказки). По идее ГГ надо пожалеть, тк к нему привязался дьявол, поэтому спешно начинаем жалеть героя.
А дальше наш герой говорит:
Мужчина должен тщательно выбирать себе жену в угоду собственным потребностям, так же как лошадей или вино, — не признавая ничего, кроме совершенства.
И:
Мужчина всегда остаётся мужчиной — женщина лишь его придаток, и, не будучи красивой, она не может претендовать ни на его любовь, ни на его поддержку.
И это говорит нищеброд в обносках, который не может опубликовать свою книгу, так как все ему отказывают.
Ну всё, мне всё ясно, мы ни капли не жалеем этого придурка. Я настроила паруса по ветру «Фауста»и решила, что теперь принципиально буду читать, пока его не опустят в самое дерьмо и не снимут с него кожу (понадеявшись, что такое случится), потому что за такие словечки мало выколоть глаза. (Да-да, 19 век, Англия. Но я-то читаю в 21 веке!)
А дальше... ну, получил он 5 миллионов, купил дом, опубликовал книгу, нашёл жену. Жена признаётся ему в лицо, что она с ним ради денег, потому что он её купил, любви нет, эмоций нет, и вообще она дрянная девчонка. Джеффри изображает барана и хлопает ушами, глазами, подбирает слюнки...
Кстати, князь Лучо — тот самый друг друга и по совместительству дьявол — тоже не раз намекает ему, кто он такой, но Джеффри слеп, глух и туп.
- Искусство черпает свои краски из разума, мой дорогой друг, - сказал он в ответ. - Если моя музыка рождает в вас злые намерения, то зло, должно быть, является частью вашей натуры!
- Или вашей! - бросил я.
- Или моей, - холодно согласился он. - Я часто говорил вам, что я не святой.
Сюжет начал угасать в прямом смысле. Скукотища... понятно, почему моя сестра забросила. Но тут, ровно в середине книги (я даже сверилась по количеству страниц), автор бросает нам кость:
Это лишь один из тех уроков, которые вам предстоит усвоить. Это был урок славы. Следующий в вашем учебном курсе — урок любви.
Часть, условно вторая.
Я, конечно, понадеялась на новую волну чего-нибудь интересного, как в самом начале.... Но тут даже рассказывать не буду: жена скучная, пороки — не пороки даже по меркам Англии XIX века. Причём автор сама же потом приводит примеры и про книги, и про любовниц, и про любовников.
Давайте лучше поговорим о писательнице Мэйвис Клэр. Просто максимально дружелюбная, чистая и одухотворённая женщина, перед которой сам Сатана чуть ли не преклоняется. Зато остальные её ненавидят и в то же время любят.
- Я понимаю, за что ненавидят Мэйвис Клэр. Боюсь, что и сама начинаю её ненавидеть!
Я застыл, уставившись на нее, пораженный и смятенный.
- Вы начинаете ее ненавидеть? Вы? Но почему?
- Неужели вы настолько слепы, что не видите, почему? - бросила она, и на ее лице появилась столь знакомая мне зловещая улыбка. - Потому что она счастлива!
Вообще, имя Мэйвис Клэр для меня слишком созвучно с именем автора — Мария Корелли, и я более чем уверена, что в этой героине автор выдвигает именно себя. Писательница явно вложила в неё все свои лучшие качества и, вероятно, немало самолюбования. Как-то мерзко от того, что она описывает, что сам Дьявол целует ей ручки. (Даже Гёте себе такого не позволял, хотя... он же считал себя непревзойденным...)
Но вернёмся к «Фаусту». Я ждала Фауста в этой книге ещё с аннотации, и, увы, дождалась. Опять мерзкого героя никто не наказал, несмотря на все страшилки и отсылки в начале книги, что в конце будет прям очень-очень плохо и лучше бы этого никогда не случалось, и вообще потом страшно жить, но «ужас», видимо, остался где-то в черновиках писателя.
Всё враньё! Меня опять жестоко обманули!
Итог:в «Фаусте» мне было жаль Мефистофеля, который остался у разбитого корыта, а здесь мне жаль Лучо, потому что из-за таких свиней, как Джеффри, он не может искупить свой грех.
И снова я слышу, как закрываются врата Рая! О, бесконечная пытка! О, порочные души мужчин и женщин! Неужели в вас не осталось ни капли благодати или мысли о Боге! И вы сделаете мои скорби вечными!
Главного героя опять никто не наказал, его жизнь прекрасна и полна приключений.
Советую читать это только любителям «Фауста», если, конечно, вы сможете преодолеть скуку...
Ах да, ещё одно небольшое замечание. Я даже посчитала, что выписала 36 цитат. И только ОДНА из них совпадает с цитатами других читателей. Я в недоумении: либо я не вижу того, что видят другие, либо другие не видят того, что вижу я.
Кстати вот эта единственная цитата:
Женщина, если захочет, может добиться столь многого! И как мало делает она по обыкновению, проживая свою жизнь, как корова!
Комментарии