Больше рецензий

11 ноября 2024 г. 17:23

29

5 Похороните меня за Сибирью

Начиная чтение этой повести, я уже знала о том, что она очень биографична. Некоторые ее, и вполне заслуженно на мой взгляд, воспринимают как этнографический очерк. Но это все же не очерк, а крайне продуманный материал. Люди, их действия и окружение - все обыграно так, чтобы подчеркнуть вопросы бытия, которые Достоевский ставит из раза в раз...
Мне показались значимыми три вопроса, которые, как я думаю, поднимает здесь Федор Михайлович:
1. Равноценность наказания за "одинаковые" преступления
Как так получается, что человек, убивший человека без сладострастия, а, например, защищая себя или близкого, отбывает те же сроки, что и человек, убивающий с наслаждением, хладнокровно. Но вопрос не только в этом, а и в том, помогает ли это наказание осознать человеку свою вину, исцелиться, раскаяться. И по ходу повествования, понимаем, что ничего там никто не осознает. Человек всегда найдет себе оправдание. Так что все наказания только злят каторжан и создают еще бОльшую пропасть между ними и людьми свободными. Для покаяния должны работать иные механизмы!
Где-то читала, что "Записки из мертвого дома" послужили одной из причин для отмены телесных наказаний в острогах. Кажется, это был шаг к человечности.
2. Неожиданность человека, его непонятность самому себе
Тоже интересная тема такого проявления своеволия, которое сложно просчитать, невозможно. Почему вообще хорошие люди совершают плохие поступки? А где в преступлении человек, а есть ли он там?
Здесь хорошей иллюстрацией послужит картина Якоби, которую Достоевский назвал слишком реалистичной, практически фотографией. И подчеркнул то, что художник - на то, и художник, чтобы увидеть глубже видимого факта, увидеть человека за каторжанином, что как раз сам Федор Михайлович и делает.
картинка SmirnovAsya
3. И Евангельские мотивы
Тут призываю всех интересующихся обратиться к лекциям Татьяны Касаткиной.. это безумно интересно видеть "пасхалки".
Набросаю здесь на память то, что впечатлило меня.
Мертвый дом - это оппозиция "живому дому", под которым Достоевский, ожидаемо, подразумевал "Церковь". Даже в конце книги есть фраза, которую пропустить невозможно:
"Да, с богом! Свобода, новая жизнь, воскресенье из мертвых… Экая славная минута!".
То есть заключение в острог, в кандалы даже, - это как приход Христа на землю и его заключение в тело человеческое. Не случайно Достоевский в письме брату особо подчеркнул, хотя это было и не так в реальности, что он сам получил свои кандалы в канун Рождества. И каторга рассматривается как место без бога, то есть ад. Ведь ад - это место отсутствия Бога, ничего больше.
А еще мертвый дом рассматривается как некий дом мертвых, похороненных людей. Хоронить - это ведь сохранять от людских глаз, прятать. Вообще несколько раз Достоевский подчеркивает, что каторга - это не выгребная яма, это не отбросы общества, а возможно и самый богатый человеческий материал, могучие силы, которые погибают даром.
Еще как арахнофоб со стажем не могла не обратить внимание на восьмиглазого, как называли одного майора.. Паук в центре паутины у Достоевского - это некий план ада.
Еще есть моменты с баней, где один каторжанин "омывает" ноги нашему герою.
Иии случай в Храме, где подчеркивается, что к чаше причастия мы все подходим как разбойники, так как и сам Христос был к злодеям причтен.

Как всегда заканчиваю рецензию без особого вывода, так как мне сложно подвести черту. Так много тут еще зарыто... буду читать и перечитывать.

В любом случае, после прочтения, учишься как-то иначе смотреть на тех, кто оказался за гранью общества. Начинаешь понимать, что они люди со своими судьбами, а некоторые из них гораздо лучше, чем ты сам. Сложно это признать, ох как сложно. Внутри все равно бойко работают оправдательные механизмы, что я-то вооот, а он-то воооооооон чего сделал.. но Достоевский учит нас не судить. Ибо никто не знает, кто успеет и сможет раскаяться искренне к тому переломному моменту, а кто - нет.