Больше рецензий

11 ноября 2024 г. 11:16

75

4 Спойлер Принцесса и дракон - who is who? ( Возможны спойлеры)

Викторианский роман с готическим вайбом+психологический триллер. Прекрасное произведение! Получил большое удовольствие от чтения - и от красивого слога Дюморье и от замечательных описаний природы и староанглийского поместья, и, конечно, от того, как тонко, точно, филигранно писательница раскрывает психологию своих персонажей. Есть и социалочка: от лёгкого подтрунивания над зашоренностью взглядов английских "старосветских помещиков" до поднятия серьезных проблем, в частности, подчинённого положения женщин в викторианской Англии, зачастую, ведущих к трагедиям. Собственно, роман и начинается с того, что главный герой, со своим старшим кузеном, который его воспитывал, видит на перекрестке 4 дорог висельника, чье преступление заключалось в женоубийстве. Далее, Филип размышляет, почему бы этот повешенный, простой добродушный работяга средних лет, мог такое совершить, убить свою супругу, с которой прожил бок и бок много лет? И придумывает версию, что мужик пришел однажды вечером домой, уставший после работы и в подпитии, а его баба, по своему обыкновению, начала выносить ему мозг. И бедолага не выдержал, терпение лопнуло. И вот вам сходу, с первых же страниц, главный герой в плане его отношения к представительницам  женского пола! Да да, вы не ошиблись, в книге, на протяжении всего повествования, нас ждёт махровый сексизм! И это явно не позиция автора, но мировоззрение главного героя, Филипа, а равно его кузена ( который  присутствует в книге как воспоминания гг), да и других мужских персонажей. Что, очевидно, было присуще обществу того времени ( 19 век). На этих же сексистких представлениях и строится все дальнейшие повествование, где упор идёт не на внешние события, коих очень мало, а на межличностные отношения персонажей и их внутренние переживания. Фокальный персонаж - Филип, и, как вы уже поняли, именно из-за своих шаблонных, примитивных и искаженных представлениях о женщинах, Филип у нас ненадежный рассказчик, ведь он рассказывал именно о женщине, своей "кузине Рейчел"! На самом деле, она жена, а потом вдова его воспитателя, кузена Эмброуза. В старой Англии всех дальних родственников, чье родство было затруднительно определить точнее, назвали "кузенами" и "кузинами". И хотя Эмброуз действительно был кузеном Филипу, но Рейчел кузиной ему на самом деле не приходилась( это так, ремарка). Эмброуз сам был отъявленным сексистом и женоненавистником, что, впрочем, не скрывал, и привил соответствующие взгляды юному Филипу, при этом постаравшись лишить последнего женского общества. И тут, уехав в путешествие в Европу, Эмброуз встречает в Италии какую-то свою дальнюю родственницу, молодую вдову итальянского аристократа, влюбляется в нее и женится! Что само по себе было невообразимо и глубоко травмировало Филипа, считавшего себя единственным близким человеком Эмброуза, да ещё жившим под девизом "без баб!". А тут такой финт ушами, можно, сказать предательство. Спустя несколько месяцев после свадьбы, от Эмброуза приходят письма тревожащего содержания, полные нехороших подозрений в сторону Рейчел, в том числе, в измене, а потом новоиспеченный муж и вовсе умирает, причем в последних его посланиях содержатся чуть ли не прямые обвинения своей жены в попытках его убить. Разумеется, юный впечатлительный Филип, для которого бабы и так представлялись либо злобными ведьмами, либо тупыми квохчащими курами, преисполняется злобой и ненавистью к незнакомой ему до поры до времени Рейчел. И тут она сама приезжает в поместье умершего супруга, которое собственно наследует Филип, так как Эмброуз, в своей параноидальной подозрительности, не оставил ей ни гроша. И тут начинается самое интересное. На момент появления в английском поместье, Рейчел, в голове Филипа, рисуется этаким драконом, жестоко отнявшего у Филипа его обожаемого Эмброуза и, заодно, отнявшего самую жизнь Эмброуза. А Филип у нас такая "принцесска", невинный цветочек, выросший в оранжерее, не имеющий жизненного опыта, не знающий и не понимающий женщин. По своему внутреннему состоянию, он ещё подросток, со свойственным тинейджерам мышлением - чрезмерной восторженностью, склонностью к внешним эффектам, фантазированию, неадекватному тестированию реальности и неразвитой рефлексии. Это и + его сексизм, полнейшее непонимание женщин, восприятие их не как людей, а как неких "инфернальных существ", с каким-то особым, якобы только женщинам присущим мышлением и "женскими" эмоциями, отличных от "мужских" и приводит Филипа к неадекватным поступкам и столь же неадекватному отношению к Рейчел. В его голове все переворачивается, причем, по ходу повествования, несколько раз: сперва Рейчел для него "дракон", потом она становится "принцессой", "нитакойкакфсе", и Филип готов кинуть к ее ногам все его "королевство" со всеми его сокровищами  ( что он и делает). "Принцесса" Рейчел ведёт себя не так, как ожидает - и хочет - от нее Филип, и его неоправданные ожидания  превращают в дракона уже его самого. Далее, в дурной голове Филипа опять поворачиваются какие-то винтики, и снова Рейчел у него "дракон", ужасный и опасный... Словом, адекватности от главного героя не ждите. Пока читал, ржал и за голову хватался, хотя, конечно, не смешно. Потому, что закончилось все грустно. Кстати, в ближайшем окружении Филипа был один адекватный, здравомыслящий человек женского пола, это подруга детства и дочь его крестного Луиза. Но несчастный, погрязший в своих когнитивных искажениях Филип даже женщину в ней не видел, а ее разумные, логичные рассуждения воспринимал как нечто дикое, извращённое - именно потому, что априори отказывал женщинам в способности логично мыслить. Что касается двух главных загадок романа, которые больше всего волнуют читателей. Первое: был ли Райнальдо любовником Рейчел? Я считаю, нет. Он не имел бы такого сильного, в течение долгого времени влияния на Рейчел, если б вступал с ней в интимные отношения - это бы все испортило. Был ли влюблен в нее Райнальдо? Вполне вероятно, но только платонически. Будь его влечение физическим, он бы требовал от нее стать его любовницей, а Рейчел не из тех, кто довольствуется этой ролью. Она дважды выходила замуж, не забываем. Если б решила стать содержанкой Райнальдо, этих замужеств бы не было. Ну, и ещё это сильно осложнило бы их отношения и испортило деловые связи, как я сказал выше. Я вообще сомневаюсь, что Райнальдо по девочкам) слишком уж ядовито он язвил и подкалывал Филипа, когда гостил у него в имении. Причем, такие подколы характерные, больше проходился по внешности Филипа , что не свойственно для гетеро мужчин... Опять же, мужской солидарности я в нем не заметил)). Ну и главная загадка романа: была ли Рейчел виновна? Мое мнение, нет. Просто потому, что ей было это невыгодно. "Ищи того, кому выгодно" - главный принцип детектива. Рейчел было выгодно либо стать женой богатого мужчины, либо остаться богатой вдовой. Первое у нее получалось. Она умела ловко манипулировать мужчинами, это правда. Но "манипулятор" не равно "убийца". Оба ее мужа её подвели, - умерли, не оставив ей ни гроша, а первый, итальянский аристократ, ещё и долгов наделал. Таким образом, Рейчел осталась дважды вдовой, нищей и с долгами до кучи. С тем она и приехала в Англию, ей просто не на что было жить, а в Италии к ней ещё и кредиторы ломились. Зачем ей было убивать Филипа? он и так ей все отдал. Филип же проявил себя как достойный продолжатель образа мыслей своего кузена Эмброуза, "все бабы - коварные змеи, от них одна беда, и даже самые лучшие из них приносят несчастье всему, к чему только ни прикоснутся", что подтверждали и остальные, значимые для Филипа, мужчины.  Так кто же такая Рейчел, несчастная жертва, "принцесса" или коварный злобный "дракон"? Думаю, не то и не другое, просто женщина, которая пыталась выжить. Заметим, что в 19 веке женщины были полностью зависимы от мужчин, об этом я говорил в самом начале. Обратимся к прошлому Рейчел . Оставшись с матерью вдвоем после смерти отца и мужа, обе женщины оказались совершенно беззащитны, выброшены на произвол судьбы. Рейчел рассказала Филипу ( который, между прочим, очень не хотел слушать о ее прошлом - это тоже характерный момент), что ее первый муж итальянец изначально выбирал между матерью и дочерью, то есть Рейчел. Получается, женщинам было все равно, кто из них выйдет замуж, лишь бы "удачно". Замужество любой из них могло обеспечить обеих, о любви тут и речи не идёт. Да оно и понятно, какая такая любовь, когда жить не на что, хоть на паперть выходи в протянутой рукой ( вспомните образ итальянской нищенки, которая так напомнила Филипу Рейчел, именно особым выражением глаз). Можно , конечно, кинуть камень в Рейчел за ее расчётливость, умение манипулировать мужчинами и приспосабливаться. За связанное со всем этим враньё, притворство, меркантильность. Она сама по себе такая или жизнь ее такой сделала?) И кто на самом деле убийца, во всей этой истории, если он вообще есть? Не правда ли, тут есть о чем задуматься?..