Больше рецензий

8 ноября 2024 г. 23:16

34

4 Бу! Испугались?

Я дочитала этот сборник рассказов прямо в ночь с 31.10 на 1.11. Атмосферненько. Я решила разобрать каждое произведение и всем поставить оценку, чтобы вывести единую оценку, но для начала расскажу в общем.

В большинстве рассказов этого сборника поднимается тема «каталепсии» и преждевременного захоронения. Да, тогда все боялись, и не без основания, что их могут похоронить преждевременно. Поэтому люди в 19 веке заказывали специальные гробы, чтобы, если что, подавать признаки жизни. А все из-за того, что не было хорошей медицинской экспертизы, где было бы понятно, что человек уже отошел на тот свет. Пытались как можно быстрее захоронить тело, так как в то время была эпидемия желтой лихорадки и холеры. Многих тогда спасало то, что людей выкапывали грабители, которые зарабатывали на том, что передавали свежие трупы врачам для дальнейшей вивисекции. Я так и не нашла информации о том, что Эдгар По был тоже болен каталепсией, но к этому мы вернемся позже.

В рассказах присутствует изобилие опиума:

«...обычно я смешивал опиум с табаком…», «чувство это я могу сравнить лишь с тем, что испытывает, очнувшись от своих грез, курильщик опиума…», «Это было сияние опиумных грез…», «Тогда уже я стал рабом опиума…» и т.п.

Поэтому отпадает вопрос, как он додумался до многих сюжетных поворотов) Хотя можно отдать должное, почти во всех произведениях этого сборника поднимается тема не какого-то чудовища из другой вселенной(я ничего против этого не имею), а психологическое и физическое состояние человека, приправленная щепоткой мистики. Я думаю, что это важный аспект для такой эпохи.

Переходим к произведениям:

1. «Овальный портрет» 1842г

Рассказ о трагической истории создания загадочного портрета из замка.

Это первое произведение Эдгара По, с которым я познакомилась. Сравню его с произведением «Портрет Дориана Грея» 1892 года. Возможно, Оскар Уайлд почерпнул идеи из «Овального портрета», потому что он чем-то похож на него. Только если в «Портрете…» само произведение стареет, то в «Овальном…» портрет забирает жизнь. Возвращаясь к самому произведению, я еще отметила бы тему «любви» в разных проявлениях. Что один герой любил девушку, как объект для реализации себя, а она же любила жертвенно, что в итоге сыграло свою роль. Сам рассказ жуткий, но не страшный. 6/10

2. «Падение дома Ашеров» 1839г

Безымянный рассказчик, получив письмо от своего друга юности Родерика Ашера, приезжает к нему в поместье.

Тема каталепсии в самом разгаре. Здесь у нас чисто психологические проблемы и вся мистика заключается в этом. Также мне показалась, что здесь есть аллюзия на праздную жизнь: «Нет движения — нет жизни». Еще главный герой обращает внимание на окружение дома, в том числе на Мертвые деревья и озеро. Все застыло и умерло, то есть уже предрешен был конец в начале рассказа, ну и по названию тоже можно определить это, хехехе… 7/10

3. «Лигейя» 1838г

Герой рассказывает про Леди Лигейю, в которую влюбился и на которой женился. Она была во всем идеальна, но идеальная жизнь возлюбленных не длилась вечно…

Произведение, в честь которого назван сам сборник, должно же быть интересным? Нет, для меня это одно из самых слабых рассказов в данном сборнике. Почему? Потому что первая и большая часть рассказа невероятно скучная, потом уже происходит накал и мне все-таки становится интересно, что же это было: реальная Леди Лигейя или просто опиумные грезы? 5/10

4. «Черный кот» 1843г

Герой рассказывает про свою эмпатичность к животным, но с взрослением он начинает быть более вспыльчивым и находит страсть в выпивке, как отплатит мир ему за гнев, который он направляет на беззащитных?

Для меня это одно из тех произведений, которое я ожидала увидеть у Эдгара По. Если меня спросят сейчас назвать произведение, которое характеризует автора, как писателя, то это будет «Черный кот». Здесь также намешаны психологические проблемы с мистикой… Или мистики никакой нет? Есть просто люди. В этом произведении было именно то, что я хотела от писателя ужасов — ужас. Мне было неприятно и страшно, а еще и мерзко. Здесь не понятно, почему так получилось? Из-за долгого подавления эмоций или это расстройство было изначально? Возможно, еще есть тема «Этики и морали». В итоге, все закончилось хорошо. НО… Важное НО! Меня ужаснуло это произведение из-за животных, поэтому у меня такое мнение. 9/10

5. «Береника» 1835г

Герой данного произведения болен так называемой «мономанией» или по-другому «усиленное сосредоточие», что же из этого выйдет?

Здесь снова нет мистики, а одна психология. Думаю, что если бы я родилась в то время, меня ждала какая-нибудь из этих участей. Спасибо, что я здесь и могу писать этот отзыв на рассказ почти двухсотлетней давности. Жуткая история, которая, возможно, происходила. Я могу в это поверить и от этого еще более жутко. Можно также сопоставить их имена с именами прототипов, но прямо что-то сверхъестественное мы там не увидим. 7/10

6. «Колодезь и маятник» 1842г

Повествование ведется от пленника, который находится в специальной тюрьме под надзором испанской инквизиции

Второе любимое произведение, где происходит неимоверный ужас человеческими руками, но при этом заканчивается хорошо. Насколько люди ненавидят людей здесь показано превосходно и как человек, обреченный на смерть, держится за нитку надежды и не сдается. В меня впитался ужас героя. Замечательно прописаны чувства персонажа, который думает, что живым не выйдет, но не перестает бороться.
10/10

7. «Что случилось с господином Вальдемаром» 1845г

Месмеризм - популярная теория в 19 веке(ныне лженаука) о том, что некоторые люди обладают магическим магнетизмом и способны излучать телепатическую энергию.

Этим наш главный герой и занимался, а именно он решил провести эксперимент: «Что будет, если провести сеанс месмеризма на человеке, который вот-вот должен умереть. Интригует, правда?» Тема простая, а именно тема смерти. Людям не дано играть со смертью и лучше не стоит это делать. Мне было интересно это прочитать. 8/10

8. «Маска красной смерти» 1842г

Вся знать, в том числе и Король, решили отдалиться от, бедствующего в эпидемии, народа. Вести праздный образ жизни и не думать о стране. Но смерть никогда не выбирает по статусу...

Рассказ повествует о тщеславии и гордыни, а также о беспринципности смерти. Как бы люди не пытались игнорировать проблемы, они никуда не уйдут, а только буду разрастаться и в итоге накроют тебя с головой. И не важно кто ты: Король или Бог. 6/10

9. «Золотой жук» 1843г

Найдя золотого жука, Вильям Легран нашел еще и таинственный пергамент, к чему приведут эти находки?

Само произведение походит больше на приключение, чем на ужасы и мистику. Но открытый финал оставляет дурное послевкусие. Видимо, в нем и ответ на вопрос. Мне очень понравилось размышление о криптографии, как расшифровывать легкие шифры. В итоге мне было интересно это читать. 10/10

10. «Морелла» 1835г

Что мы знаем о переселениях душ и какую цену оно имеет?

Да, здесь уже у нас мистика. Тема этики и морали. На что человек способен пойти, чтобы жить вечно?
7/10

11. «Преждевременное погребение» 1844г

Самые страшные события те, которые происходят у нас в жизни и ими просто так нельзя разбрасываться и уходить в фантазию

Герой-рассказчик болен каталепсией и был одержим тем, чтобы его не захоронили заживо. Читал разные «реальные» истории о погребениях, чтобы знать к чему надо быть готовым. Не понятно, реальность это или нет, в конце нам дают намек на это, но до конца точно не объяснено. Я бы не назвала это страшным рассказом, скорее он поучительный и даже воодушевляющий. Но было ощущение, что эта такая биографическая история, но подтверждение, что Эдгар По болен — не было. 10/10

12. «Сердце обличитель» 1843г

До чего доводят навязчивые мысли и неукротимый стук в голове?

Хорошее произведение и опять же никакой мистики, все дело лишь в психологическом заболевании.
7/10

Среднее арифметическое 7,6 — округляем до 8.

Вообще, можно сказать что присутствует намек на эпистолярный жанр, потому что прямо нигде не пишется, что это письма или заметки в дневнике, но все равно есть ощущение, как будто ты читаешь чьи-то записи(это я не про книгу).