Больше рецензий
5 ноября 2024 г. 15:58
72
4
Рецензия«Воспитание чувств» – роман середины 19 века, он интересен и с исторической точки зрения, так как затрагивает события 1848 года: революция, реакция, все эти общественные преобразования во Франции в те годы. Впрочем, все в меру и обществоведение не особо докучает. Также, мне понравилось точное описание быта и нравов класса буржуазии, к которому принадлежит главный герой книги - Фредерик Моро.
В 1840 году Фредерик приезжает в Париж из провинциального городка, чтобы изучать право в Университете. Юноше 18 лет, до этого семь лет он провел в частном коллеже, из родственников есть только мать и дядя по отцу.
В Париже Фредерик попадает в очень разношерстное общество, заводит знакомства, завязываются отношения. Это роман о взрослении и становлении молодого человека, не наделенного особо героическим характером, самого обычного в своей среде. Мне было интересно следить за изменением характера и умонастроения Фредерика по мере взросления. Через всю свою жизнь он пронес чувство к женщине старше него, несвободной, матери двоих детей, которую он повстречал в самом начале повествования. Были и другие женщины, встречи, расставания, расчеты, удачи и неудачи.
Понравился стиль повествования: следуя за героями, автор привозит читателей в парк и дворец Фонтенбло; на скачки; на завод фаянсовой посуды, в художественные лавки, на званые обеды, в будуары содержанок; в театр и на бал-маскарад. Тут же и дуэль, совершенно лишенная смысла и какого-либо героизма; и церемония пышных похорон; гостиные аристократов и мастерская художника… Все так красочно показано и создается впечатление будто листаешь альбом красочных антикварных французских открыток середины 19 века.
Понравилось многообразие характеров и персонажей, разные судьбы; изящные и не очень изящные интриги; вероломные поступки обиженных женщин. Книга являет собой срез жизни в Париже с 1840 по 1851 год.
В эпилоге можно проследить за событиями из жизни основных персонажей до 1867 года. Интересно, что в книге показана жизнь обычного, среднестатистического человека, ничего не сделавшего ни для общества, ни для себя или семьи. Просто жизнь. Должно быть автор, показывая читателю такую судьбу, предоставляет ему самому сделать вывод: на что тратить свою жизнь, а на что нет.