Больше рецензий

4 ноября 2024 г. 15:17

164

5 Это жизнь.

Об одной книге писать бесполезно - концовка у нее такая, что вы не смотря ни на что возьмете вторую. Зачем так дешево привлекать внимание мне не очень понятно. Но одно ясно точно - берете первую книгу, берите вторую. Даже если она вам понадобится только для первых десяти страниц.

Итак, Элена Грекко и Элена Феррантэ.
Элена Грекко - глупая посредственность с избытком тщеславия, и Элена Феррантэ - псевдоним автора, о котором ничего не известно. Не плохая комбинация.

Мне понравился стиль написания. Он простой, но не дешево беспощадный, а легкий и красивый.
Каждая книга описывает опреденный возраст героини. И это у автора получилось беподобно. Особенно в первой книге, про детство. Обычно книги про детей выходят или детскими, или совсем не о том. В данном случае у автора очень хорошо получилось передать восприятие мира, проблемы, окружение и детскую способность выхватывать события из жизни.
Вторую книгу можно простить подростковому возрасту и ужаснуться тому, куда попадают дети после детства, третью читать почти невыносимо скучно. В ней во всей красе расцветает глупость главной героини, ее ограниченность и бесполезность. Может быть так выглядит кризис среднего возраста, а может быть это отголоски необходимости отдавать себя безраздельно своим детям. Но уже в четвертой книге читатель наконец получает вполне "мудрых" зрелых людей и более спокойные, и адекватные проишествия. Поэтому стоит дочитать до конца.

Честно говоря, читая книгу, очень хотелось посмотреть на автора, потому что волей не волей соотносишь их (Грекко и Ферранте) как одно целое. И это соотвествие не является комплиментом автору.

Потому что вместо того, чтобы с увлечением бороздить просторы Италии и ее новых на то время возможностей с главной героиней, приходится сидеть и слушать ее нытье. Она зависимый человек и с самого детства не может отделить свою жизнь от жизни своей "подруги". Когда я читала отзывы, кто-то сказал - "это книга о дружбе женщин". Позвольте. Это не дружба. Как не бывает такой любви, так и дружбы. Любые качественные отношения содержат взаимоуважение, которого не возникает при зависимости. Что тут говорить, у Элено Грекко нет уважения даже к самой себе. Что еще хуже ее ничто не увлекает по жизни, кроме стремления быть лучше Лилы Черулло. В итоге остается только наблюдать, как ей тяжко дается следовать чужим стремлениям. При этом в книге есть фон. Тут и политика, и мафии, и феминизм, и наркотики, и женская доля. Но все это слабо интересно героине. В итоге и читателю это все достается в вырванном из контекста и скомканным серым фоном. Элена родилась под счастливой звездой и только это оправдывает успех книги Ферранте. Если главной героиней была бы Лила, читатель удостоился бы бесподобного романа на все времена. Но нет.

Меня первая книга зацепила проблемой доступности образования. Потому что мне это интересно. Если это то, что хотел осветить автор, тогда я преклоняю голову - это удалось. Но я сомневаюсь, что кто-то еще ухватился за этот же пункт. Все четыре книги можно изогнуть под этот вопрос - посмотрите что получается, когда людям не доступно образование, когда у них нет шанса вырваться из того окружения в котором они выросли. Примеры выглядят ограниченно, конечно. Элена хоть и вызубрила все что только могла, так и осталась глупой. А Лила занимаясь самообразованием так,.. так и осталась там где была. Вот где должна включиться великая идея о том, что каждый человек на планете должен иметь шанс получить хорошее образование. А что уж он сделает с этим шансом его личное дело и его отвественность. В первой книге это все так безобидно выглядит, потому что кажется что у всех есть шанс, что девочки справятся, что они смогут. Но они не смогли. Потому что они всего лишь девочки. Девочки, которые влюбляются, разочаровываются, боятся, рожают детей, стараются изо всех сил. Нет в них ничего особенного, словно они ваши соседи и однажды одна из них зашла к вам на чай и рассказала как все было.

Наверно в этом дело, в книгу впихнуто невпихуемое. Тут есть все на любой вкус. Даже налет мистики есть, если захотеть приглядеться. В итоге под идеальный стиль текста и абсолютное точное попадание в сердечко каждого, книги на вершине успеха. Такое вот читерство.

Порекомендовала бы я ее прочитать - да. Перечитала бы еще раз - нет. Это книги просто о жизни.

Незадолго до этого я читала Милый друг Мопассана и думала "Хорошо в этой книге то, что история повествуется с мужской стороны, а потому всё не превращается в отвратительный дамский роман с кучей душещипательных страданий." Что ж. Вот и дамский роман подъехал на ту же тему. Интересно, как сильно влияние милого друга на появление в романе Нино.