Больше рецензий

Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

3 ноября 2024 г. 15:30

158

4

С этой книгой у меня получилась смешная история. И на самом деле, зная теперь, что представляют собой романы Пика, я совсем этим не удивлена. Такая история не могла не произойти с ТАКИМИ романами. Хотя, конечно, автор осмеивает своих героев в казусной манере в том числе, но его цель - не смех как таковой, он забирается выше. Но казус приключился и со мной. В више у меня появилась первая книга Горменгаста, читать надо было не затягивая, и я, привязав ее еще к одной из ЛЛ игр, стала, как я думала, ее читать. Меня еще удивляло, почему все читавшие говорят, что Титус в ней годовалый малыш, я-то уже читаю про 7-8 летнего мальчика, и думаю, наверное, так надо, что события так скачут, сначала с семилетнего, потом автор все же вернется к малышу, а тут уже середина книги, и ничего... И вдруг... меня осеняет, что читаю-то я уже вторую, скачала вместо Титуса средний роман из цикла, самого Горменгаста. Ну и коней на переправе не меняют, поэтому сначала - продолжение, потом возвращаюсь к началу. Детективные циклы некоторые таким образом были читаны, значит, и в классике можно такой же кавардак устроить. К тому же так еще интересней. Хотя герои не стали для меня сюрпризом, кроме некоторых.

А вот жанр - я тоже видела на странице книги упоминание о том, что первый роман из трилогии наиболее близок к фэнтези, но как фэнтези совершенно не воспринимается. Мне показалось, что про фэнтези больше для красного словца, как ориентир направления, или ограничитель в возможных направлениях. Хотя, когда встретила описание герцогини как великанши - во второй книге - ну все моя путаница с томами - в том числе подумала: или метафора, или увидим далее, вдруг действительно сказочное фэнтези с великанами. Но по отношению к герцогине это могла быть лишь характеристикой, которая будет более актуальна к концу второй книги, здесь мы этого не встретим.

Зато о чем не сказать было бы большим упущением, так о том, что это все же определенно сатира. Причем, именно на литературу классическую в нашем понимании, для Пика не знаю, на тот момент, когда он писал, скорей всего, такой литературы было меньше. Но сатирический повод от этого меньше не стал. Причем, что это сатира на романы, описывающие уклад и образ жизни определенного круга семей: так называемого высшего общества, со своим штатом слуг и ступенчатой системой управления. Матери и отцы, у которых свои занятия, и если они соблаговолят иногда допустить до себя детей - этим они их прямо-таки одарят, пусть ценят, и если даже не как Титус, что раз в год сподобится увидеть столь занятых людей.

Есть среди героев и комические персонажи, и личности, от чьего участия зависит напрямую жанр трагифарса, который принимает время от времени сюжет. Герцог, Флей, доктор, Стирпайк и сестры. Стирпайк интригует, а интриги ветвятся в разные стороны. Одна из сторон - сестры-близнецы, виновные в одном из ключевых событий, но как же забавно за ними наблюдать, когда они переругиваются. Это столь смешно и в то же время напоминает еще одну пару близнецов - Траляля и Труляля из Алисы в стране чудес. Хотя иногда и хочется сказать - "ой, ну какие ж дууууры".

Отзыв мой беспорядочен, как и мой подход к чтению цикла. Может, не сейчас, но я обязательно вернусь к его чтению. Мне понравилась манера автора, и многие из его героев достаточно симпатичный - я, конечно, не говорю о тех, что злодейскими своими деяниями увеличили ту скорость, с которой неминуемое, но может быть, более медленное разрушение замка, случилось бы, но все же позже. Судьба, которую пророчит себе Титус и замку в целом в сцене ритуала, когда он становится герцогом, в общем-то, прозрачна. Особенно на том фоне, в котором ритуалам придается крайне важное значение. Хотя, конечно, уж слишком утрированное и запредельное. Но как и в жизни любого из нас, мы наверняка сможем вспомнить и не один ритуал или обычай, которому мы придаем большее значение, чем следует.

"Дайте две", "Собери их всех"