Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

2 ноября 2024 г. 13:43

1K

4.5 Когда одиночество – выбор

Я не читаю вестерны, но ведь выходить за рамки привычных читательских интересов полезно, правильно? Во всяком случае, мне очень понравился роман Э. Диаза «Доверие», а значит оно того стоит. Так решила я, прочитав аннотацию к дебютному роману американского писателя, аргентинского происхождения. Ну и тот факт, что книга вошла в финал Пулитцеровской премии, тоже имел для меня вес. Я люблю читать книги из длинного и короткого списка литературных премий. Это же очень интересно.

Вот так я взялась за книгу, которую бы никогда не прочла при прочих равных условиях. Вестерн. Историческая проза. Приключения. История взросления в Америке эпохи Золотой лихорадки. Ничего из этого я не люблю. В итоге, мне понравилось. И если вы любите что-то из перечисленного, уж вам точно понравится. Гарантирую.

Хокан должен был приплыть в Америку из родной Швеции со своим братом. У них был план, дешевые билеты и горячее желание начать новую жизнь. Братья не сомневались, что у них всё получится. Ведь они еще очень молоды. Вся жизнь впереди. Но в пути они теряют друг друга, из-за того, что Хокан не знал английского он сбился с пути и оказался на другом конце чужой страны, далеко… очень далеко от Нью-Йорка, куда они с братом должны были отправиться. Так начинается роман Эрнана Диаза. «Экспериментальный роман взросления в традиции XIX века».

В чем тут экспериментальность, возможно, не каждый поймет. Но если вы читали Майн Рида и Фенимора Купера, вы очень быстро заметите разницу между классическим вестерном и историей Эрнана Диаза. Нууу…. Например, как вам такой сюжет. Юный Хокан (сам он не знал сколько ему лет, скорее всего в тот момент ему было лет 16-17) попадает в сексуальное рабство к женщине, гораздо старше его. Такое вы в «Золоте Маккены» не прочитаете… Или легкий намек на слишком крепкую мужскую дружбу? О наркотиках и проч. грехах… Я ни в коем случае, не хочу чтобы вы подумали, что перед вами какая-то чернуха, грязь и описание пороков. Нет, просто здесь есть такие сюжеты, которые никогда не встерчаются в старых добрых вестернах. И внутренний конфликт, потребность убивать, чтобы выжить, рефлексия и раскол души главного героя, совершенно точно не описывались раньше в подобной литературе. Писатель придает глубину своему герою современными художественными способами и средствами, которые отлично известны читателю современной прозы, но которые выглядят в вестерне как некий эксперимент, инородное тело, нечто, чего здесь быть не должно.

Роман небольшой, читается быстро, история увлекает почти сразу, а язык у Диаза, тот самый, который покорил меня в «Доверии». Легкий, быстрый, стремительный, как бурлящая вода в горном ручье.

История Хокана, его странствия, приключения – довольно насыщенный текст, тут с лихвой хватило бы на истории десятка людей, а потому роман воспринимается не ровно, не однозначно. Для меня самым тяжелым фрагментом романа, который я смалодушничала и прочла по диагонали, был этап, когда главного героя не справедливо обвиняют. И я не хочу оставлять спойлеров, не буду писать кто и за что обвиняет, но то, что последовало после этого… мне было невыносимо читать.

Финал книги… последние строчки… оставили послевкусие одиночества, полного, тотального, беспредельного и непреодолимого. Такого, которое въедается под кожу, растворяется в крови, которое источает каждая минута жизни человека. Одиночество, образующее вокруг человека невидимый круг, в который никто не в силах попасть. Даже если очень захочет. И можно долго сетовать на судьбу, обвинять конкретных людей, обстоятельства или несчастные случаи, но причина всегда в тебе самом. Одиночество это тоже выбор.

Это рецензия из моего жж