Больше рецензий
24 октября 2024 г. 22:31
310
4 Не Пищеблок и это к лучшему
РецензияЕсли обложка и аннотация этой книги напоминают вам о Пищеблоке , это неспроста, потому что Исаев был написан в рамках писательского конкурса по мотивам Пищеблока. Тем сильнее я чувствую необходимость отстроить Исаева от Пищеблока, потому что это не фанфик и не калька. Исаев существует совсем в другом мире со своими собственными правилами и допущениями, совсем другими акцентами и подтекстами, и в этом Нао Хольм большая молодец.
Ване Исаеву 15 лет и он приехал в пионерский лагерь где-то в Амурской области. С Ваней много чего не так: у него глаза разного цвета, его воспитывает бабушка, а его старший брат стал священнослужителем (в 1970-х-то годах!). Бабушка на грани жизни и смерти, брат бог знает где (простите за каламбур), а Ваня попал в лагерь, где творится какая-то чертовщина. Обычные пионерские будни очень быстро перетекают в борьбу с чем-то потусторонним.
Что в книге круто, так это персонажи: все основные герои очень непростые, цельные и многогранные. Ваня Исаев, не будучи Мэри Сью, классный парень, знает, что хорошо, что плохо, верен друзьям и непримирим по отношению к врагам. Жизнь сталкивает его с трудностями, которые ему едва по плечу, но он справляет, и это вызывает уважение. Второстепенные персонажи тоже супер. Ну где вы еще найдете подругу-клептоманку, брата-полусвятого, медсестру-ведьму и врага, который в самый нужный момент становится на твою сторону, - все это в моем понимании очень оригинально и непохоже на все, что я читала раньше.
Очень понравилось, что религия в книге представлена не как конкретно православное христианство со всеми своими традициями и обрядами, а как форма выражения добра, как сила света, противостоящая злу, почти как магия, где молитва - это заклинание, а деревянный крест - оружие.
Со злом тяжелее - здесь много его оттенков. Есть явное злое зло, которое творит ужасные вещи, есть что-то, что выглядит как самое главное зло, но на поверку оказывается вроде как и не злом вовсе, и есть хитрюги, пытающиеся играть двойную игру. Нао Хольм очень здорово все это закрутила, однако, к сожалению, не совсем понятно раскрутила. В итоге остались вопросики.
Кто, блин, такой этот хозяин птичьего базара?! В конце Павел сказал Воронцову, чтобы приходил, если ноша станет слишком тяжелой, значит, Воронцов не дьявол? Просто повелитель всяких стремных существ, которые не считаются церковью чем-то плохим? Не понимаю...
Вообще, мне показалось, что автору сильно лучше удается реализм с легкой мистикой, чем откровенные фэнтезийные сцены. Реализм с мистикой любо-дорого читать, но когда градус фэнтезийных допущений поднимается, становится тяжелее воспринимать. Нао Хольм одновременно играет со временем и пространством, что даже напомнило мне Мастера и Маргариту , но вторая половина книги из-за этого далась мне хуже. Впрочем, Мастер и Маргарита мне тоже не сильно понравились, поэтому, возможно, проблема во мне.
Продираясь через эту чертовщину, я надеялась, что в конце-то все станет на свои места, но и тут ошиблась в ожиданиях. Далеко не все сюжетные линии обрели понятное завершение, возможно, потому что Нао Хольм рассчитывает на продолжение, а, возможно, потому что это поклон в сторону Алексея Иванова. Помните концовку Пищеблока? Вот тут типа того же.
В общем, книга классная: очень оригинальная, атмосферная и с необычными героями. Не слишком пугающая, хотя я человек пугливый, но чуть-чуть пощекотать может. Определенно буду следить за Нао Хольм - может, еще встречусь с Исаевым в продолжении его приключений, а может, будет что-то еще более крутое.
Прочитано в рамках тура 146 игры "Спаси книгу - напиши рецензию!";
- и игры "Собери их всех!" для клетки 1D "Пещерные монстры"