Больше рецензий

21 октября 2024 г. 22:28

120

4 Погружение в атмосферу Нью-Йорка 80-х

Чтобы нам с вами, дорогие читатели, не запутаться в Томах и Томасах Вулфах, нужно дать небольшое пояснение. Томас Вулф жил в первой трети XX века и был прежде всего писателем, причём он считается одним из выдающихся американских писателей прошлого столетия. Том Вулф (1965-2018 гг.), о книге которого я хочу рассказать, прежде всего журналист, ставший знаменитым благодаря своему новаторскому стилю, ставшему впоследствии тем, что называют "новой журналистикой". На его счету помимо большого числа документальных произведений есть и несколько художественных романов, а за "Костры амбиций" Вулф получил премию Амбассадор. Том Вулф вообще не был обделён премиями за свои журналистские и художественные работы: в Америке, кажется, только ленивый его не наградил чем-нибудь за что-нибудь, включая медаль за выдающийся вклад в литературу США от Национального книжного фонда.

В целом "Костры амбиций" – эдакий "детектив наоборот". В нём читателю сразу известны все подробности происходящих событий. Интересно, как вследствие этих событий сталкиваются и переплетаются между собой жизни героев, существующих практически в разных мирах географически одного и того же Нью-Йорка: нищего чёрного Бронкса и высшего общества, работающего на Уолл-стрит. И тут почти нет положительных героев, за исключением эпизодических, да и те, скорее, нейтральные. К какому бы слою общества человек ни принадлежал, если у него нет какого-то внутреннего стержня, им движет одно и то же – жадность, жажда власти, страх, похоть. И в Бронксе, и на Уолл-стрит эти механизмы работают одинаково, а принадлежность к тому, кого называют "WASP" (т.е. к белым англосаксонским протестантам), не делает человека более честным, справедливым и верным. Более того, без обёртки в виде дорогих костюмов и роскошной квартиры человек с Уолл-стрит оказывается почти неотличим от тех, кого ещё недавно он презирал и считал примитивными, бесчестными, жалкими людьми.

Стоит отметить очень специфическую манеру повествования Вулфа, которая сначала сбивала меня с толку, но очень быстро перестала вызывать дискомфорт. Рассказывается всё от третьего лица, но при этом отстранённое авторское повествование может резко перейти в рассуждения героя, в изложение его мыслей и ощущений от третьего лица. Действующие лица, надо сказать, довольно плоские и картонные, переживания одного из главных героев сложно назвать эволюцией персонажа. Но роман хорош не проработкой характеров, а подробным отражением общественной жизни Нью-Йорка 80-х, включающей в себя социальное неравенство, расизм, попытки борьбы с тем и другим и поддержания того и другого. Также в "Кострах амбиций" подробно описана система правосудия того времени.

Интересно отметить, что в оригинале роман называется "The Bonfire of the Vanities", что является, по-видимому, отсылкой к "кострам тщеславия", устраивавшимся в позднесредневековой Флоренции Савонаролой, на которых сжигались музыкальные инструменты, светские книги и прочие недушеполезные (по мнению Савонаролы) вещи.

Могу рекомендовать тем, кто хочет почитать что-то околодетективное, остросоциальное, с неожиданными поворотами сюжета, но не затягивающее слишком уж глубоко.

r40-green.png
4/5 за плоских персонажей. Хотя книга толстая, потраченного времени не жалею.

Аня, что почитать?