Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

18 октября 2024 г. 20:38

43

5

Эту книгу я приобрела во время прогулок по развалам книжного рынка Сахафлар в Стамбуле. Стоял знойный июльский полдень, город плавился от жары, после долгой прогулки по шумным извилистым улицам вывешенные из окон красные флаги и портреты Кемаля Ататюрка, встречающиеся буквально на каждой стене и углу, слились в моих глазах в один пестрый калейдоскоп, так что прохлада этого неожиданно тихого уголка, прильнувшего к мечети Бейязит, показалась оазисом в пустыне. В оазисе хотелось задержаться, а для этого нужно было что-то купить. Биография Ататюрка оказалась самым логичным выбором, тем более, что, как выяснилось позже, на русский язык не переведен до сих пор ни один из трудов на эту тему.

Вообще, самой известной является версия биографии “отца турецкой нации” авторства Эндрю Манго. Однако турки отлично умеют накручивать цену на все, что хорошо продается, а с учетом уровня инфляции цена в 900 лир за подержанную книгу казалась немилосердной. Поэтому мой выбор пал на более скромный вариант - турецкого журналиста Йылмаза Оздила.

Единственное, чего я не учла при покупке, что наличие турецкого автора предопределяет стилистику и слог книги. А это оказался истинный эпос, со всеми характерными для него чертами. Читатель, который хотел бы рассмотреть личность Ататюрка в привязке к общественно-политическим процессам в Турции и в остальном мире, будет разочарован. Читатель, который хочет узнать, какие галстуки любил Ататюрк, сколько лошадей у него было и какая была меблировка комнат в его резиденции - все это получит сполна)))

Едва ли можно ждать от книги какой-то объективности, Ататюрк в ней предстает ровно тем самым полубогом, которым и является по сей день для большинства турков. Оно в принципе и есть за что: взять бразды правления над страной, по дорогам которой ездили телеги, запряженные мулами и за несколько десятилетий превратить ее государство с театрами, университетами и современными больницами - это, безусловно, достойно уважения. Ответ на вопрос “как ему это удалось?”, мы, впрочем, получим едва ли. Тут и там на каждой странице можно прочесть, как зарубеж отправлялась группа студентов, чтобы вернуться выдающимися врачами, учеными, деятелями искусства и т.п. но совершенно непонятно, на какие средства все это происходило, равно как и масштабная стройка всего и вся, и развитие страны - ведь Турция на тот момент оказалась в нищете, разоренная непомерными тратами своей султанской династии. Это же касается и заметок о жизни самого Ататюрка, исключительная скромность и неприхотливость которого подчеркивается везде, где возможно, но при этом то и дело проскальзывает упоминание о сибаритской привязанности к костюмам из хорошей шерсти или личном пароходе. Все это напоминает атмосферу книг Ремарка: “мы живем в эпоху отчаяния” - говорят его герои и закусывают это отчаяние устрицами под кальвадос.

Впрочем, меня обилие этих мелких деталей вместо комплексного портрета не разочаровало. К концу книги я, благодаря именно всему этому, так привязалась к Ататюрку, что со скорбным сердцем читала историю его болезни и последних дней. Какой бы ни была его коллекция галстуков, это не отменяет того, что он был великим человеком. А великие могут позволить себе некоторые слабости.