Больше рецензий
16 октября 2024 г. 14:34
1K
4
РецензияГерой книги - Джон фон Нейман, точнее не всей книги, а второй её части, а ещё точнее второй половины второй части. Поначалу там представлен Янош Лайош Нейман, а порой просто Янчи. И это не три разных человека, а один, просто в книге используется очень интересный способ подачи. Это определяется её жанром — художественная документалистика. Автор не вываливает исторические вехи описывающие биографию фон Нойманна, он использует художественный метод для этого. О персонаже рассказывают его родственники, друзья и коллеги из разных временных эпох. Вот и получается, что для американцев он Джон фон Нейман, для знавших его ещё по жизни в Европе он Янош, а для самых близких — просто Янчи. Автор словно извлекает рассказчиков из небытия, размещает в центре повествования и предоставляет возможность рассказать о Джоне/Януше/Янчи. Поэтому и портрет вырисовывается противоречивый:
В нем как будто одновременно уживались два разных человека. Гениальный, но инфантильный; проницательный и в то же время невероятно поверхностный. Постоянно сплетничал. Постоянно пил! Не жалел времени на идиотов- приятелей, а денег — на дорогих шлюх; питал нездоровый интерес к наитупейшим разговорам.
Еще Янчи был крайне забывчивым: в сорок он мог процитировать книгу, которую прочел в возрасте шести лет, слово в слово, но при этом не мог вспомнить имена знакомых и коллег, а если кто-нибудь спрашивал, что он ел на завтрак, он впадал в ступор.
Неряха, Любопытная варвара, Проказник, Баловень, Чудак, Неуправляемый...
Инфантильный нигилист.
Гнева и ярости, желчи и ненависти достойна эта сорока, вечно улыбающийся черт, Джон фон Нейман! Мерзавец.
Так кто же он в самом деле? Пророк?.. гений?.. безумец?..
По моему разгадка тут кроется в названии. В написании MANIAC латинскими буквами кажется зашифровано название первого компьютера собранного на основании архитектуры придуманной фон Нейманом, но тогда оно должно выглядеть как M.A.N.I.A.C. А в слитном написании появляются варианты. С одной стороны фон Нейман продвинул математику, квантовую механику. Придумал теорию игр, архитектуру компьютеров. С другой стороны как участник Манхэттенского проекта придумал как сбросить атомную бомбу, чтобы получилось максимальное количество урона и, следовательно, жертв. Вклинился в разработку водородной бомбы, раздавал советы по лучшей стратегии на уничтожение в предполагаемой ядерной войне. Вот из-за этого следующие варианты трактовки названия: маньяк, помешанный, безумный. Ну а как ещё относиться к учёным, которые в погоне за научным прорывом заходят дальше чем нужно. Автор ответа не даёт.
Несем ли мы ответственность за то, что создаем?
Власть технологий сама по себе — достижение двоякое, а наука насквозь нейтральна, она дает нам только инструменты для достижения цели и ко всему равнодушна.
Правда первая и третья части наводят на другие мысли. Что, наоборот, учёному (и не только ему) нужно быть если не маньяком (в хорошем смысле этого слова), то точно одержимым наукой и достижением результата. Иначе учёным может грозить самоубийство, а обычным людям - страх перед искусственным интеллектом.
Бенхамин Лабатут отлично поработал— прошерстить огромное количество документальных материалов, чтобы выписать портрет фон Неймана — это большой труд. Он не пытается показать его лучше или хуже, он приводит разные мнения о нём. Отдельная радость первый отрывок Фейнмана о времени создания атомной бомбы и некоторых его приколах в Лос-Аламосе.

Комментарии